Отказывая в признании незаконным бездействия инспекции по регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, арбитражный суд исходил из того, что действия налогоплательщика по размещению игровых автоматов в игорных заведениях, открываемых после 01.01.2007 вне территории расположения игорных зон, определенных Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», являются неправомерными. Суд отклонил доводы о том, что отказ в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес не предусмотрен действующим законодательством; что изменения в гл. 29 НК РФ, касающиеся невозможности регистрации с 01.01.2007 объектов обложения налогом на игорный бизнес в связи с вступлением в силу Федерального закона № 244-ФЗ законодателем не внесены; что на территории соответствующего субъекта Российской Федерации не установлен запрет деятельности по организации и проведению азартных игр. Суд исходил из того, что право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась. Таким образом, у инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ. |
Суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для взыскания с предпринимателя налога на игорный бизнес после 01.01.2007. В силу п. 5 ст. 4 и ч. 1, 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (вступивший в силу с 01.01.2007) организатором азартной игры является исключительно юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2007 индивидуальные предприниматели не могут выступать организаторами азартных игр, их деятельность после 01.01.2007 в сфере игорного бизнеса является незаконной и, следовательно, не может облагаться налогом. |
12 января налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о регистрации новых игровых автоматов. Учитывая, что игровые автоматы были зарегистрированы до 15 числа месяца, налоговый орган пришел к выводу, что налог на игорный бизнес налогоплательщик обязан уплатить за весь месяц, независимо от фактического периода эксплуатации игровых автоматов. Приняв во внимание конкретные обстоятельства: уплату налога за первую половину месяца за эти же автоматы другим юридическим лицом, которое подало заявление о снятии их с учета также 12 января, начало фактической эксплуатации игровых автоматов только с 16 января, суд пришел к выводу, что игровые автоматы не могли одновременно эксплуатироваться двумя разными организациями, поэтому налогоплательщик должен был уплатить налог на игорный бизнес только за вторую половину месяца. |
Налогоплательщик, являющийся субъектом малого предпринимательства, вправе применять ставки налога на игорный бизнес, действовавшие в момент его регистрации, ко всем игровым автоматам, включая те, что были зарегистрированы после начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, поскольку согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» налогообложению в порядке, действовавшем на момент государственной регистрации организации, подлежали субъекты предпринимательской деятельности, а на объекты (игровые автоматы). |
Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за эксплуатацию игровых автоматов, незарегистрированных в налоговом органе, поскольку в протоколе осмотра не указан точный адрес нахождения незарегистрированных игровых автоматов (возле дома № 170/3 по ул. Уральской г. Краснодара), из протокола осмотра не следует, что на игровых автоматах в день осмотра либо ранее проводились азартные игры, находились игроки, имелся к ним доступ, автоматы были подключены. Сам по себе факт наличия автоматов в принадлежащих налогоплательщику помещениях не свидетельствует о факте нарушения налогового законодательства в части постановки автоматов на учет. |
Вывод о том, что приобретение и использование объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 НК РФ порождает новые налоговые правоотношения, на которые не распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», если регистрируется новый объект налогообложения, является ошибочным. Субъект малого предпринимательства вправе в течение первых четырех лет деятельности с момента государственной регистрации исчислять налог на игорный бизнес по налоговой ставке, действовавшей на день его государственной регистрации. |
Признавая неправомерным доначисление предпринимателю налога на игорный бизнес за январь 2007 года, арбитражный суд исходил из того, что налоговым органом не доказан факт осуществления предпринимателем деятельности в сфере игорного бизнеса. По смыслу п. 5 ст. 4, п. 1, 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, то есть законом не предусмотрено, что организаторами азартных игр могут выступать индивидуальные предприниматели. Представление предпринимателем налоговой декларации за соответствующий период с указанием налога, подлежащего уплате в бюджет, не является достаточным доказательством осуществления предпринимателем в указанный период деятельности в сфере игорного бизнеса. |
Суд признал правомерным отказ предпринимателю в регистрации после 01.01.2007 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) в связи с тем, что согласно п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 6, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр, которыми признаются только юридические лица. Поскольку у предпринимателя отсутствует право на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, следовательно, отсутствует совокупность условий для признания незаконным отказа налогового органа. |
Налоговый орган не вправе отказать в регистрации дополнительных объектов налогообложения налогоплательщику, нарушающему требования Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а действия налогового органа по регистрации изменения количества объектов налогообложения разрешительными не являются. |
Суд пришел к выводу, что обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдачи соответствующего свидетельства. Из анализа ч. 1, 6 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ следует, что признание лица налогоплательщиком обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса. Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. |
|