Результаты проверки налогоплательщика региональным отделением ФСС РФ могут служить основанием для принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначисления ЕСН и пени на сумму расходов, не принятую региональным отделением ФСС РФ к зачету. |
Взносы, перечисленные организацией в негосударственный пенсионный фонд по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и поступившие на солидарный счет вкладчика, не облагаются ЕСН. Согласно абз. 12 ст. 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» данные средства являются собственностью фонда. По смыслу п. 1 ст. 236 и п. 1 ст. 237 НК РФ в налоговую базу по ЕСН включаются только такие выплаты, которые образуют реальный доход (материальную выгоду) у конкретных физических лиц. Поскольку не наступили пенсионные основания, то перечисленные суммы не подлежат включению в налоговую базу для исчисления ЕСН. |
Довод налогового органа относительно того, что выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов в пределах норм, установленных распоряжением Правительства РФ № 819-р, подлежат обложению ЕСН, поскольку по своему характеру не являются компенсационными выплатами, а представляют надбавку к заработной плате за особые условия труда, признан неправомерным. Так, суд указал, что данные выплаты хотя и не являются суточными, но по своей сути направлены на компенсацию расходов членов экипажей судов, связанных с особыми условиями труда, которые на основании ст. 238 НК РФ освобождаются от налогообложения. |
Оплата организацией за счет чистой прибыли путевок в детские лагеря, билетов на концерт, обучения, командировочных расходов в повышенном размере и коммунальных услуг за работников не подлежит обложению ЕСН. Материальная выгода работников может облагаться единым социальным налогом только в случае, если она образует объект налогообложения. Пункт 3 ст. 236 НК РФ распространяется как на денежные выплаты, так и на случаи выплаты вознаграждения в натуральной форме. |
Изменения, внесенные в гл. 24 НК РФ Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ в части определения объекта налогообложения единым социальным налогом для предпринимателей, применяющих ЕСН, ухудшают положение индивидуального предпринимателя и не могут применяться в его отношении в течение 4 лет со дня его государственной регистрации. |
Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», оплачивается не за счет средств предприятия за выполненную этими лицами работу, а из федерального бюджета (целевое финансирование), что делает такие выплаты компенсационными, а потому не подлежащими налогообложению единым социальным налогом. |
Взносы работодателя в негосударственный пенсионный фонд не соответствуют критериям подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, поэтому не могут на его основании быть выведены из объекта налогообложения ЕСН. Таким образом, сумма платежей налогоплательщика-работодателя, выплачиваемая по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников, подлежащая отнесению в силу п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по ЕСН, а не подлежащая отнесению к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ), не подлежит обложению ЕСН. При этом факт доначисления налоговым органом ЕСН исходя из всей суммы пенсионных взносов, перечисленных негосударственному пенсионному фонду, без определения налоговой базы отдельно по каждому физическому лицу не является самостоятельным основанием для признания решения о доначислении ЕСН неправомерным. |
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ до 1 января 2002 года в ст. 241 НК РФ при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы ЕСН, подлежащей уплате в Пенсионный фонд РФ, превышающей 600000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов. Вывод о том, что положения указанной статьи относятся только к первой шкале регрессивного налогообложения, предназначенной для работодателей, сделанный исходя из слов «на каждого отдельного работника», является ошибочным, так как противоречит основному смыслу, придаваемому данной норме Федерального закона законодателем. Поскольку данная норма права устанавливает повышенную 5-процентную налоговую ставку относительно ст. 241 НК РФ, то во всех приведенных в указанной статье шкалах вместо налоговой ставки в размере 2 процента в 2001 году применяется 5-процентная налоговая ставка. |
Налогоплательщики – производители сельскохозяйственной продукции имеют право применять налоговую ставку ЕСН в размере 26,1 процентов. К сельскохозяйственным товаропроизводителям в рыбной отрасли относятся не только артели и колхозы, но и предприятия и организации иных организационно-правовых форм, производство рыбной продукции и вылов рыбы в стоимостном выражении у которых превышает 70 процентов общего объема производимой продукции. |
|