Несмотря на наличие у налогоплательщика недоимки по ЕСН за 2003 год, образовавшейся в результате превышения суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за этот же период, к налогоплательщику не может быть применена ответственность за неуплату налога в связи с тем, что имеются некоторые неясности в соотношении положений, изложенных в абз. 2 п. 2 и абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, и применении налогоплательщиками этих норм Кодекса. А в соответствии с п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. |
Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, носят компенсационный характер, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения по ЕСН. |
К приведенным в подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ организациям, которые не уплачивают единый социальный налог с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и товарищества собственников жилья, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций). |
Из содержания подп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 235 НК РФ следует, что плательщиками единого социального налога являются индивидуальные предприниматели, к которым для целей исчисления ЕСН приравниваются члены крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому, даже если крестьянское хозяйство является юридическим лицом, ЕСН обязано платить не только хозяйство, но и его глава и члены. |
Пунктом 2 ст. 241 НК РФ определено, что если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке. При исчислении налоговой базы в соответствии с указанным порядком берется общее количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, независимо от того, что не во все месяцы налогоплательщиком производились выплаты, облагаемые налогом. |
Из буквального толкования п. 1 ст. 236 и п. 1 ст. 237 НК РФ, а также п. 4 ст. 236 НК РФ следует, что законодатель разделяет понятия «выплаты» и «иные вознаграждения». В связи с тем, что п. 4 ст. 236 НК РФ касается выплат, при принятии этой нормы законодатель исходил из того, что «иные вознаграждения», не являющиеся «выплатами» в смысле абз. 2 п. 1 ст. 236 НК РФ, включаются в объект обложения ЕСН во всех случаях, вне зависимости от источника, за счет которого осуществлены «иные вознаграждения». Исходя из изложенного, в 2001 году материальная выгода, полученная работником от работодателя, включалась в объект обложения (налоговую базу) по ЕСН вне зависимости от источника финансирования, то есть вне зависимости от того, выплачена она за счет использования организацией средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, либо нет. |
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в ст. 237 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Данное положение создает менее благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей по сравнению с ранее действовавшими (налоговая база исчислялась исходя из стоимости патента), так как влечет увеличение размера налоговой базы. Следовательно, в силу ст. 9 Закона РФ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» в течение первых четырех лет своей деятельности индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе определять налоговую базу в порядке, действовавшем до указанных изменений. |
Исчисление ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должно производиться в следующем порядке: вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма, льготируемая в соответствии со ст. 239 НК РФ, оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 утвержден иной порядок исчисления, однако этот порядок применению не подлежит, поскольку признан решением ВАС РФ от 08.10.2003 № 7307/03 не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ. |
Учитывая, что оплата путевок и обучения в высшем учебном заведении работникам предприятия производилась за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, то у налогового органа не было оснований для начисления ЕСН. |
Исходя из системного, юридического и грамматического толкования положений п. 2 и 3 ст. 243 НК РФ одновременное их применение противоречит общему принципу уплаты налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Пункт 2 ст. 243 НК РФ предусматривает уменьшение ЕСН в части федерального бюджета на сумму начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что в случае неуплаты взносов на обязательное пенсионное страхование неуплаченная сумма является недоимкой по уплате ЕСН с вытекающими из этого последствиями – начислением пеней, взысканием штрафа в соответствии с НК РФ. В то же время эта же сумма является недоимкой по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за неуплату которой применяются санкции, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, и начисляются пени согласно ст. 26 этого Федерального закона. Применение указанных положений противоречит требованиям законодательства, когда не допускается взимание налогов и платежей дважды, не допускается привлечение дважды к ответственности за одно и то же правонарушение. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Суд отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН по основаниям п. 3 ст. 243 НК РФ. |
|