Сумма начисленных налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) превысила сумму фактически уплаченных страховых взносов; указанная разница в силу абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ признается занижением суммы ЕСН. Вместе с тем в предыдущем периоде налогоплательщик имел переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При таких обстоятельствах у налогоплательщика не произошло занижения суммы ЕСН, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, в связи с чем у Инспекции не было правовых оснований для доначисления ему недоимки и пени по указанному налогу. Довод налогового органа о том, что у него отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках ст. 78 НК РФ, противоречит п. 1 ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании. |
Как следует из буквального содержания абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период. Однако в действиях налогоплательщика, который правомерно на основании п. 2 ст. 243 НК РФ применил при исчислении суммы ЕСН налоговый вычет в сумме начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует событие и состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. |
Законодатель не увязывает размер подлежащего уплате ЕСН с фактической уплатой страховых взносов. Довод налогового органа о том, что имело место занижение ЕСН (налоговый вычет был применен в размере начисленных страховых взносов), не принят судом, поскольку сумма примененного налогового вычета не превышает сумму фактически уплаченного в последующем страхового взноса за тот же период. |
По смыслу ст. 236, 237 НК РФ в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу включаются только такие выплаты, которые образуют реальный доход у конкретных физических лиц. Следовательно, пенсионные взносы, перечисленные работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору о негосударственном пенсионном обеспечении сотрудников без указания конкретных физических лиц, в пользу которых осуществлялись данные выплаты (то есть без открытия сотрудникам именных пенсионных счетов), не являются для физических лиц материальной выгодой и не облагаются ЕСН. |
В соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по ЕСН в размере начисленных им за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако если по итогам месяца (а с 01.01.03 – по итогам налогового (отчетного) периода) сумма налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов, то разница между ними признается недоимкой по ЕСН (абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ). Налоговый орган вправе взыскать с налогоплательщика недоимку по ЕСН в размере указанной разницы и начислить соответствующую сумму пени. |
Ссылка налогового органа на то, что подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ льгота по уплате ЕСН предоставлена только образовательным учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, отклонена судом как неосновательная. Такое толкование не следует из указанной нормы. Образовательные учреждения, освобождающиеся от уплаты ЕСН, названы в этой норме отдельно от учреждений, созданных общественными организациями инвалидов для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Указание на то, что единственным собственником имущества учреждения должны являться общественные организации инвалидов, не касается образовательных учреждений. |
За несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени не начисляются. Пени начисляются за несвоевременную уплату авансовых платежей по итогам отчетного периода (квартала, первого полугодия, 9 месяцев). |
Под установленную подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ льготу подпадают компенсации за вредные условия труда, которые носят неустранимый характер. При этом перечень работ с такого рода условиями труда и, соответственно, размер предусмотренных за них компенсационных выплат устанавливаются законодательством Российской Федерации. Сумма компенсаций за вредность, размер которой установлен коллективным договором, выплачиваемая налогоплательщиком на основании акта независимой экспертизы Объединенной инспекции труда РОСТ, утвердившего перечень рабочих мест с вредными условиями труда для выплаты компенсаций, по сути является компенсационной частью заработной платы, в связи с чем облагается ЕСН на общих основаниях. |
В соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ (в редакции от 29.12.2000) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, не признаются объектом налогообложения ЕСН, если они производятся за счет средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц. Поскольку в данной статье указано именно на средства, остающиеся после уплаты НДФЛ, а не после оплаты патента, то данная льгота неприменима индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения. |
Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», оплачивается не за счет средств предприятия за выполненную этими лицами работу, а из федерального бюджета (целевое финансирование), что делает такие выплаты компенсационными, а потому не подлежащими налогообложению единым социальным налогом. |
|