Из буквального текста ст. 79 НК РФ не следует, что в случае нарушения налоговым органом установленного п. 5 ст. 79 НК РФ срока возврата процентов, на сумму процентов начисляются проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Положения ст. 395 ГК РФ неприменимы к налоговым правоотношениям. |
Из положений ст. 78 НК РФ следует, что налоговый орган наделен правом самостоятельно (без заявления налогоплательщика) производить зачет излишне уплаченных налогов, сборов и пеней в счет погашения задолженности налогоплательщика по тем же или иным налогам, сборам и пеням. |
Из содержания п. 9 ст. 78 НК РФ следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога. Указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств. Таким образом, в случае непоступления на расчетный счет налогоплательщика сумм излишне уплаченного налога в течение месяца с момента подачи заявления о возврате названных сумм, независимо от принятия налоговым органом заключения о возврате сумм налога в течение месяца, начисляются проценты за период с 31-го календарного дня, считая от даты подачи налогоплательщиком заявления о возврате, по день фактического возврата включительно. |
Довод налогового органа со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 № 2-П о том, что фактическим плательщиком налога с продаж являются потребители товаров, уплачивающие сумму налога в цене этих товаров, не может служить основанием для отказа в возврате индивидуальному предпринимателю излишне уплаченного им налога с продаж, поскольку противоречит принципу и смыслу налогообложения. Любой налог уплачивается из собственных средств налогоплательщика (ст. 8 НК РФ) и из налоговой базы, образовавшейся у налогоплательщика налога и исчисленной на основе данных собственного учета (ст. 54 НК РФ). |
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Исходя из изложенного и учитывая, что Налоговым кодексом РФ право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим. Следовательно, при подаче заявления о зачете излишне уплаченных сумм налога налогоплательщики обязаны соблюдать трехлетний срок, предусмотренный п. 8 ст. 78 НК РФ. Началом течения срока на подачу заявления о зачете является день уплаты налога. |
Налоговый орган не может без соответствующего заявления налогоплательщика зачесть переплату по налогу в счет уплаты штрафных санкций не признанных налогоплательщиком и не взысканных судом. |
Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора и также пени в порядке ст. 78 НК РФ применимо и в отношении излишне уплаченных сумм штрафов. |
Вывод налогового органа о том, что «фактическим плательщиком» НДС является потребитель, ошибочен, поскольку такого понятия налоговое законодательство не содержит. Из смысла ст. 8 НК РФ вытекает, что плательщиком налога является лицо, из собственности которого происходит отчуждение денежных средств непосредственно в бюджет. Выручка, полученная предпринимателем в результате реализации товаров, работ и услуг в полном объеме, принадлежит ему на праве собственности, независимо от того, какой налог в дальнейшем уплачивается – косвенный (НДС) или прямой (налог на прибыль). При отсутствии оснований для уплаты налога вся сумма, полученная от покупателей, является ценой товара без налога. Полученная выручка участвует в образовании налоговой базы, а налог является частью выручки. Таким образом, предприниматель, не являясь плательщиком НДС, но фактически заплатив его в бюджет, имеет право на возврат уплаченной суммы как излишней, поскольку излишне уплаченной суммой налога следует считать сумму, не основанную на правильно определенной налоговой базе. |
Для проведения зачета излишне уплаченного налога налогоплательщик обязан представить доказательства имеющейся у него переплаты конкретного налога за конкретные налоговые периоды. Данные лицевого счета налогоплательщика в налоговых органах такими доказательствами не являются, так как лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не содержит необходимых данных для проверки обоснованности вывода о наличии или отсутствии факта излишней уплаты налогов. Следовательно, налогоплательщик не может ссылаться на данные лицевого счета, как на доказательство излишней уплаты налога. |
Периодические таможенные платежи, уплаченные за товары в рамках действия таможенного режима «Временный ввоз» при помещении этих же товаров под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения» подлежат зачету в порядке ст. ст. 78, 79 НК РФ в счет уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным режимом «Выпуск для свободного обращения». Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза, если бы товары были выпущены для свободного обращения. |
|