Предприниматель, излишне уплативший НДС и налог с продаж, вправе требовать их возврата только в случае, если он представит доказательства того, что сумма излишне уплаченных налогов не была включена им в цену реализуемых им товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур или была возвращена покупателям реализованной продукции. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его постановлении от 30.01.2001 № 2-П. |
Не взысканный в судебном порядке штраф не может считаться задолженностью налогоплательщика перед бюджетом. Следовательно, он не может быть отражен в карточке лицевого счета налогоплательщика как задолженность. В случае обжалования налогоплательщиком решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного налога налоговый орган не может ссылаться на обстоятельства, не изложенные в обжалуемом решении. |
Пунктом 8 распоряжения Правительства РФ от 16.10.2000 № 1462 и постановлением Правительства РФ от 06.03.2001 № 167 «О финансировании в 2001 году расходов, связанных с реорганизацией территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения», приказом МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/466 не закреплен особый порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов в Государственный фонд занятости. Правила для зачета или возврата определены в налоговом законодательстве и являются общими. |
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных налогов лишь в случае наличия у налогоплательщика недоимки по другим налогам, на что прямо указано во втором предложении п. 5 ст. 78 НК РФ. Право на самостоятельное осуществление зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты по налогу в счет погашения задолженности по пеням налоговому органу не предоставлено. |
Налогоплательщик 26.02.2004 представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2000 год и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Налоговый орган отказал в возврате переплаты, посчитав, что в силу положений ст. 87 НК РФ налоговая проверка декларации за 2000 год по налогу на прибыль не может быть проведена в связи с истечением 3-летнего срока проведения проверки, в связи с чем «факт излишней уплаты налога на прибыль за 2000 год не является установленным». Действия налогового органа в данном случае являются неправомерными, поскольку в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Судом установлено, что уплата спорного налога произведена налогоплательщиком 09.04.2001, следовательно, налогоплательщиком не нарушен срок, предусмотренный п. 8 ст. 78 НК РФ. При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в принятии к рассмотрению налоговой декларации за 2000 год. |
Налогоплательщик представил в налоговые органы уточненную налоговую декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год и заявление о возврате излишне уплаченного налога, указав в качестве основания исключение с 31.08.2002 НПАД из перечня федеральных налогов. Обжалуя в суд отказ в возврате излишне уплаченного налога, налогоплательщик указал иную причину образования переплаты – наличие у него права на льготу. Отменяя принятые в пользу Общества судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что в данном случае суд не должен был рассматривать новые, не заявлявшиеся в налоговую инспекцию основания. Из положений п. 1 ст. 80 и ст. 56 НК РФ следует, что о своем намерении применить льготу налогоплательщик должен указать прежде всего в налоговой декларации, подаваемой в налоговые органы. Поскольку в данном случае налогоплательщик не заявил в налоговую инспекцию о намерении применить льготу, не представил никаких подтверждений, свидетельствующих о правомерности применения льготы, а новые требования были заявлены за один день до судебного заседания, то налоговая инспекция была лишена возможности проведения камеральной проверки требований Общества. Таким образом, поскольку решение налоговой инспекции об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного налога основывалось на доводах Общества об отмене с 31.08.2002 налога на пользователей автомобильных дорог, то решение налоговой инспекции на момент его принятия являлось законным. |
Индивидуальный предприниматель, находясь на УСН в 2001 – 2002 годах, уплачивал НДС с реализации услуг. Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.06.2003 № 11-П признал отсутствие у предпринимателей, находящихся на УСН, обязанности уплачивать НДС. Однако поскольку фактическими плательщиками НДС являются потребители товаров (работ, услуг), уплачивающие сумму НДС в цене этих товаров (работ, услуг), то НДС, перечисленный предпринимателем в бюджет, возврату или зачету не подлежит. |
Выставление предпринимателем счетов-фактур с выделением НДС, а также выделение акциза и налога с продаж в квитанциях на получение денежных средств за оказанные услуги подтверждает, что он включал эти налоги в цену реализуемых товаров (работ, услуг), а следовательно, эти налоги уплачивались покупателями. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 30.01.2001 № 2-П, эти налоги, будучи косвенными, не подлежат возврату налогоплательщику, даже если он необоснованно включал их в цену реализуемого товара (работы, услуги). |
При формировании платежных поручений на перечисление в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации налоговых платежей, принятых от налогоплательщиков в реестр, банком ошибочно была перечислена денежная сумма. Данные суммы могут быть истребованы банком у казначейства как неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Вернуть указанную сумму в порядке ст. 78 НК РФ невозможно, поскольку она не является излишне уплаченной в бюджет суммой налоговых платежей, а банк в данной ситуации не является налогоплательщиком. |
Статья 78 НК РФ не предусматривает возможности проведения налоговым органом зачета излишне уплаченной суммы пени в счет исполнения обязанности по уплате других пеней самостоятельно, то есть без заявления налогоплательщика. |
|