Статьей 78 НК РФ, регламентирующей правила возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, не предусмотрена возможность отказа вернуть налогоплательщику переплату по причине непроизведенной сверки лицевых счетов. |
Налоговый орган не вправе в одностороннем порядке зачесть излишне взысканную сумму платы за пользование водными объектами в счет погашения реструктуризированной задолженности по данному налогу, поскольку постановление Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 предусматривает особый порядок погашения реструктуризированной задолженности, в частности, из п. 5 указанного постановления следует, что досрочное погашение задолженности по налогам и сборам возможно только по воле налогоплательщика. |
В случае несвоевременного возврата налоговому агенту излишне уплаченного налога на доходы физических лиц на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ. При этом положение п. 1 ст. 213 НК РФ, в соответствии с которым обязанность по своевременному возврату НДФЛ налогоплательщикам лежит на налоговом агенте, не освобождает налоговый орган от уплаты процентов за несвоевременный возврат переплаченного налога, поскольку в силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, а возврат налоговым агентом физическим лицам излишне удержанных сумм НДФЛ до получения их из бюджета фактически означает уплату налога за счет средств налогового агента. |
Поскольку в ст. 78 НК РФ не указаны требования к содержанию заявления о возврате излишне уплаченного налога, но предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, отсутствие в заявлении налогоплательщика указания на конкретную сумму излишне уплаченного налога не может служить основанием к отказу вернуть налог, а также основанием для лишения налогоплательщика права на получение процентов за его несвоевременный возврат. Суд признал заявлением о возврате налога на прибыль письмо налогоплательщика, в котором тот уведомлял налоговый орган о ликвидации обособленного подразделения и просил в связи с этим вернуть переплаты по налогу без указания конкретной суммы и вида налога. Поскольку налоговый орган располагал данными о состоянии расчетов по уплате налогов в соответствующие бюджеты, в том числе о наличии переплаты по налогу на прибыль, что подтверждается актами сверки по платежам в бюджет, налоговый орган в месячный срок со дня получения указанного письма должен был проверить наличие переплаты по налогу на прибыль и возвратить компании сумму излишне уплаченного налога. |
Вывод о невозможности произвести зачет излишне уплаченного в бюджет НДС со ссылкой на то, что такой зачет возможен только при условии возврата этой суммы покупателям, не соответствует налоговому законодательству и судебной практике применения ст. 78 НК РФ. |
1. Факт включения налоговых платежей в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) не изменяет установленного в ст. 19 НК РФ понятия налогоплательщика как организации, на которую возложена обязанность уплачивать налоги. Поскольку на Общество была возложена обязанность уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, именно Общество является в данном случае налогоплательщиком, а не покупатели его продукции, как считает налоговый орган, определяя их в качестве фактических налогоплательщиков. Законодательство не содержит понятия «фактический налогоплательщик», а факт включения переплаты по НПАД в состав затрат не препятствует возврату или зачету такой переплаты налогоплательщику в порядке ст. 78 НК РФ.
2. Довод налогового органа о недобросовестности налогоплательщика, который, заявив требование о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, одновременно не внес изменения в расчеты по налогу на прибыль в связи с увеличением налоговой базы по налогу на прибыль на сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, несостоятелен. До проведения налоговым органом зачета излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог подобные действия налогоплательщика приведут к двойному увеличению общей суммы налоговых платежей, а не исключению из нее излишне уплаченного налога. |
Довод о том, что правила ст. 78 НК РФ предусмотрены только для организаций, граждан и иных субъектов налоговых правоотношений, являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами, а механизм зачета или возврата излишне уплаченных сумм налоговых платежей для иных лиц, не являющихся ни налоговыми агентами, ни налогоплательщиками, не предусмотрен, является ошибочным. Данное толкование положений ст. 78 НК РФ не соответствует ее содержанию, поскольку пункт 1 указанной статьи предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам. Таким образом, организация, уплатившая пени по налогу, налогоплательщиком или налоговым агентом по которому она не является, имеет право на проведение зачета излишне уплаченной суммы в счет других налогов. |
Отказывая налогоплательщику в зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль за I квартал 1999 года, суд принял во внимание, что уточненная декларация и заявление на зачет были поданы в налоговый орган в 2003 году, то есть за пределами трехлетнего срока, предусмотренного как для проведения налоговой проверки (ст. 87 НК РФ), так и для обращения с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ). |
Выводы о том, что возврат излишне уплаченного налога на прибыль за десять месяцев 2003 года невозможен до окончания налогового периода по налогу на прибыль, не соответствуют ст. 45, 57, 58, 287 НК РФ, согласно которым в их системном толковании авансовый платеж по налогу на прибыль является налоговым платежом, установленным НК РФ. Как следует из п. 9 ст. 78 НК РФ, данная норма не содержит запрета на возврат излишне уплаченного налога, перечисленного авансом. |
Импортер вправе зачесть таможенные платежи, уплаченные в период нахождения товара под таможенным режимом «временный ввоз», в счет уплаты таможенных платежей в случае изменении таможенного режима на «выпуск в свободное обращение» по тем же товарам. |
|