Несмотря на то что в ноябре 2003 года законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, налогоплательщик был вправе применять налоговую ставку 0 процентов на основании подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, поскольку отсутствие соответствующих нормативов произошло не по его вине. |
Арбитражный суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что газ горючий природный из газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений в 2002 году не являлся объектом налогообложения. Налогоплательщик ссылался на то, что в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) в перечне видов добытых полезных ископаемых указан газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений, а такой вид углеводородного сырья, как газ горючий природный из газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений, в нем отсутствует. Однако арбитражный суд пришел к выводу, что при определении вида добытого полезного ископаемого, а также налоговой ставки в отношении природного газа необходимо исходить не из вида месторождения, а из типа имеющихся на нем скважин (нефтяных или газовых), поскольку классификация месторождений по видам является условной, газонефтяные месторождения являются двухфазными, то есть одновременно и газовыми, и нефтяными. |
Суд пришел к выводу, что реализуемая предприятием соль пищевая поваренная является добытым полезным ископаемым, содержащимся в извлеченном из недр минеральном сырье (сыром рассоле), поэтому предприятие не вправе было применять при определении налоговой базы способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из его расчетной стоимости. При этом суд, основываясь на нормах ГОСТ Р 51574-2000 и технологии изготовления соли пищевой поваренной сорта «Экстра», исходил из того, что технологические действия по очистке рассола от примесей, выпариванию соли, ее сушке и фасовке представляют собой доведение природной соли до требований Государственного стандарта и не являются переработкой (технологическим переделом, обогащением) природной соли. |
Процесс производства минеральной воды налогоплательщиком состоит из ее подачи с помощью глубинного насоса из скважины в автоцистерну, перевозки воды к линии розлива, последующего слива в резервуар сырой воды, очистки посредством фильтров и бактерицидной установки, слива в резервуар очищенной воды, насыщения двуокисью углерода с помощью сатуратора, подачи на линии розлива в пластиковые и стеклянные бутылки, укупорки бутылок, наклеивания этикеток, упаковки и передачи на склад готовой продукции. При этом переработки воды не происходит, она продолжает соответствовать тому же государственному стандарту, что и при ее добыче. Следовательно, налогоплательщик должен уплачивать налог на добычу полезных ископаемых исходя из цены реализации упакованной минеральной воды. |
При исчислении налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых применялась ставка в отношении газового конденсата, установленная п. 2 ст. 342 НК РФ, в размере 16,5 процента на единицу налоговой базы. Налоговый орган, посчитал, что согласно лицензии на пользование недрами эксплуатируемое месторождение является нефтегазоконденсатным, что является достаточным основанием для применения ставки, установленной ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ, то есть 340 руб. за тонну добытой нефти, с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Однако суд установил, что лицензия не является документом, определяющим вид месторождения, кроме того, налогоплательщик в текущем периоде осуществляет добычу газа горючего и газового конденсата из газоконденсатных залежей, а к разработке залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатного месторождения) приступит в следующих годах, в связи с чем применение обществом ставки 16,5 процента является правомерным. |
Общество, разрабатывая каменноугольное месторождение, добывает подземным способом каменный уголь технологической марки «Д» (длиннопламенный), который, согласно сертификату соответствия, является первой добытой товарной продукцией, соответствующей ГОСТ. Далее, налогоплательщик осуществляет переработку добытого угля, и результатом технологических действий являются концентраты сортов ДКО, ДМ, ДСШ, которые по своим характеристикам отличаются от угля рядового марки «Д» и фактически являются новым продуктом. Согласно ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая ГОСТу, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту или стандарту организации, и не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Таким образом, суд признал правомерным исчисление НДПИ налогоплательщиком из расчета стоимости единицы добытого каменного угля марки «Д», а не исходя из цены реализации обогащенной продукции. |
Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за неуплату НДПИ, так как налогоплательщик применял нулевую ставку в отношении полезных ископаемых в части нормативов потерь, не утвержденных в МПР РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 нормативы потерь полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются МПР РФ по согласованию с Госгортехнадзором РФ в составе проектной документации месторождения. Судом установлено, что нормативы потерь полезных ископаемых утверждались для налогоплательщика в составе проектной документации и по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ в порядке, действовавшем ранее. В связи с тем, что указанное постановление не устанавливает сроков утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым, решение налогового органа признано судом незаконным. |
При добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств, налогоплательщик применял налоговую ставку 0 процентов в пределах нормативов, рассчитанных в соответствии с технико-экономической документацией. Налоговый орган посчитал, что общество не подтвердило право на льготное налогообложение, предусмотренное подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, по причине того, что вышеназванные нормативы не были утверждены МПР РФ в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 № 899. Однако ввиду того, что данными Правилами не предусмотрен конкретный порядок направления налогоплательщиком документов, рассмотрения и утверждения нормативов МПР РФ, а также с учетом того, что нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства, применение обществом нулевой ставки по НДПИ в отношении полезных ископаемых, остающихся во вскрышных породах, отвалах и отходах, признано судом правомерным. |
Из содержания норм гл. 26 НК РФ нельзя сделать однозначный вывод о том, что гажа (озерная известь) является полезным ископаемым, а добыча гажи - объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых. Поскольку согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, то организация, добывающая гажу, не должна платить налог на добычу полезных ископаемых. |
Налогоплательщик, разрабатывающий карьер (месторождение) облицовочного камня (габбро-диабаз), техническим проектом разработки которого в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение блоков каменных, пригодных для производства облицовочных изделий, соответствующих ГОСТ 9479-84 «Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий», правомерно исчислял НДПИ только в отношении блоков каменных, а не исходя из всего объема добытой горной массы. Добытая горная масса (порода), по качеству не соответствующая требованиям ГОСТ 9479-98, и отходы при производстве блоков (окол при пассировке блоков) являются отходами горнодобывающего производства и не являются объектами обложения НДПИ. Следовательно, наличие или отсутствие нормативов потерь полезного ископаемого в данном случае не имеет правового значения, поскольку отходы горнодобывающего производства не содержат полезного ископаемого, соответствующего названному ГОСТ. |
|