»Засорения» руды, добываемой металлургическим комбинатом, подпадают под понятие полезных ископаемых, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ. Плановые показатели «засорения» (разубоживания) могут быть согласованы с Госгортехнадзором России без утверждения Министерством природных ресурсов РФ. |
Лицензия на геологическое изучение остаточно-техногенной россыпи золота предполагает в том числе поиск, оценку и разведку месторождения и производство добычи полезных ископаемых. Недропользователь, обладавший такой лицензией и освобожденный по состоянию на 1 июля 2001 года от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этого месторождения, вправе применять коэффициент 0,7 при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых, добытых из указанного месторождения. |
Поскольку в период спорных правоотношений (июль 2003 года) законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, суд признал правомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, даже несмотря на отсутствие у последнего соответствующего решения Минприроды России. При этом судом было учтено, что факт добычи угля из вскрышных, вмещающих (разубоживающих) пород подтверждается справками, которые согласованы с управлением Госгортехнадзора России, а налогоплательщик выполнил требования п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 № 899*, представив расчеты на основе имеющейся проектной документации.
______________
* Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 № 899 «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства». |
Налогоплательщик, осуществляющий разработку золоторудного месторождения, правомерно использовал при определении количества добытого полезного ископаемого в целях исчисления налоговой базы по НДПИ массу химически чистого металла, а не лигатурного золота (концентрата, содержащего чистое золото и примеси свинца, серебра, ртути). Отклонив ссылку инспекции на то, что лигатурное золото является первым по своему качеству добытым полезным ископаемым, соответствующим стандарту качества ТУ 117-2-775, суд указал, что установленный законодательством обязательный учет драгоценных металлов предполагает пересчет золота лигатурного (концентрата) на химически чистый металл. Кроме того, законодательство позволяет налогоплательщику самостоятельно определять количество добытого полезного ископаемого, а в учетной политике общества закреплено, что количество лигатурного золота определяется по массе химически чистого металла. |
Так как инспекцией не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что песок, добываемый обществом при разработке карьера, соответствует по своему качеству требованиям ГОСТа, стандарта отрасли, регионального стандарта, международного стандарта или стандарта предприятия, а в ходе проведения налоговой проверки данный вопрос инспекцией не выяснялся, суд сделал вывод об отсутствии у общества объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых. |
Налоговый орган неправомерно начислил налог на добычу полезных ископаемых предприятию, осуществлявшему полевые работы по сбору мамонтовой кости и остатков мамонтовой фауны. Суд признал, что предприятием осуществлялось пользование недрами, связанное с добычей палеонтологических материалов (п. 6 ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»), а согласно подп. 2 п. 2 ст. 336 НК РФ не признаются объектом обложения НДПИ добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы. |
При добыче газового конденсата для предупреждения возникновения производственных рисков, для подготовки газоконденсата на промысле путем его подогрева до +20 °С производится подогрев устьев скважин, сепараторов, наборных емкостей. В этих целях на скважинах установлены паровые котлы, работающие на добываемом газоконденсате, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса добычи газоконденсата. Норматив фактических потерь, связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, определен в Плане горных работ по нефтегазоконденсатному месторождению, согласованном в Управлении Тюменского округа Госгортехнадзора России. Следовательно, используемый в указанных целях газоконденсат относится к фактическим потерям, связанным с принятой схемой и технологией разработки месторождения, и в соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ облагается НДПИ по ставке 0 процентов. |
Налогоплательщик правомерно определял количество добытого угля по данным маркшейдерского учета (по содержанию угля в чистых угольных пачках), поскольку такой порядок предусмотрен Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной приказом Минтопэнерго от 11.03.1996. При этом суд отклонил довод налогового органа о необходимости определять количество добытого угля по форме УПД-41, так как использование данной формы предусмотрено Инструкцией по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения на шахтах (разрезах) и обогатительных фабриках угольной промышленности, утвержденной приказом Минтопэнерго от 21.01.1993 № 26, которая в данном случае применению не подлежит, поскольку целью использования данной Инструкции является учет материальных ценностей, а не геолого-маркшейдерский учет. |
В соответствии со ст. 339 НК РФ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. В декларации налогоплательщиком были отражены три вида потерь: эксплутационные, общешахтных и потерь из-за геологических нарушений. Норматив потерь утвержден только для эксплуатационных потерь. Суд пришел к выводу, что общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не являются фактическими, поскольку возникают из-за объективной невозможности продолжать добычу полезного ископаемого на определенном участке недр. При этом в соответствии с Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, Инструкцией по нормированию и планированию потерь угля в недрах на шахтах ОАО «Компания «Кузбассуголь» от 27.12.2001 общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним. Таким образом, налогоплательщик правомерно применил ставку 0 процентов в отношении эксплуатационных потерь в пределах установленного МПР размера и общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений в размере фактически понесенных потерь.
_________
* Утверждена первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996. |
Разрабатываемое обществом месторождение было поставлено на государственный баланс запасов в 2003 году, поэтому общество до этой даты не осуществляло добычу полезных ископаемых и не реализовывало их. Таким образом, до 01.07.2001 оно не могло являться плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и реализовать свое право на освобождение от этих отчислений как недропользователь, осуществивший за счет собственных средств проведение геофизических работ и бурение скважин. Между тем из п. 2 ст. 342 НК РФ следует, что одним из обязательных условий для получения права на применение коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является наличие у налогоплательщика по состоянию на 01.07.2001 освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений полезных ископаемых. Уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, предусмотренных п. 2 ст. 342 НК РФ, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. То обстоятельство, что общество до вступления в силу гл. 26 НК РФ не являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может расцениваться как освобождение его от уплаты таких платежей. Вывод судов о том, что деление налогоплательщиков, осуществлявших за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, на две категории в зависимости от наличия или отсутствия у них освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и вследствие этого имеющих или не имеющих право применять коэффициент 0,7 при уплате налога на добычу полезных ископаемых, противоречит основополагающим принципам налогообложения, является несостоятельным. |
|