Налогоплательщик правомерно применял способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из их расчетной стоимости, поскольку реализуемые им агломерационная руда, доменная руда и железорудный концентрат, полученные путем технологического передела руды железной товарной необогащенной и руды богатой, полезными ископаемыми не являются. |
Разубоживающие породы могут быть отнесены к добытому полезному ископаемому только в том случае, если они были учтены в балансе запасов. Поскольку разубоживающие породы (окисленные кварциты, дайки, кристаллические сланцы, безрудные и слаборудные кварциты) не входят в состав балансовых запасов железистых кварцитов налогоплательщика (горно-обогатительного комбината), а кристаллические сланцы, в отличие от иных составляющих разубоживающих пород, являются самостоятельным полезным ископаемым, по которым налогоплательщик уплачивал НДПИ по ставке 5,5 процентов, у налогоплательщика не было оснований учитывать объем разубоживающих пород в составе добытого полезного ископаемого (железа) и дополнительно облагать его налогом по ставке 4,8 процентов. Ссылка налогового органа на отсутствие у налогоплательщика нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вмещающих (разубоживающих) породах, является несостоятельной, поскольку содержание нормы подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ подразумевает, что обязательное наличие таких нормативов требуется в случае применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов в отношении полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В данном случае налогоплательщик не осуществляет добычу полезного ископаемого (железистого кварцита) из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород и не применял налоговой ставки 0 процентов. |
Поскольку добытый налогоплательщиком газ горючий природный отвечает ГОСТ 5140-93, ГОСТ 5542-87, скважины, из которых добыт газ, являются газосодержащими, а добыча нефти из этих скважин не производилась, добытый налогоплательщиком газ горючий природный является объектом налогообложения НДПИ, и расчет налога в 2002, 2003 годах должен производиться налогоплательщиком по ставке 16,5 процента. Кроме того, суд отметил, что газ природный горючий, добытый из нефтеконденсатных месторождений, не входит в перечень полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. |
1. Поскольку доказательств наличия государственного, регионального, международного стандартов или стандарта отрасли, определяющих качество железной руды как добытого полезного ископаемого, налоговым органом не представлено, суд пришел к выводу, что для налогоплательщика (горно-обогатительный комбинат) добытым полезным ископаемым является руда богатая и руда железная товарная необогащенная как первые по своему качеству соответствующие стандарту предприятия. При этом суд руководствовался Техническим проектом разработки месторождения, которым определено, что продукцией горно-добывающего комплекса общества является руда железная товарная необогащенная двух природных типов: неокисленные железистые кварциты и богатые железные руды, в отношении которых налогоплательщиком разработаны и утверждены 28.12.2001 стандарты. В силу абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого. Таким образом, железорудный концентрат, агломерационная руда и доменная руда, полученные путем технологического передела руды железной товарной необогащенной и руды богатой, соответствующих стандартам предприятия, полезными ископаемыми не являются.
2. Поскольку налогоплательщик в проверяемом периоде реализовывал продукцию более высокой степени технологической переработки с другими качественными характеристиками по сравнению с добытым полезным ископаемым, у него отсутствовала реализация добытого полезного ископаемого, что в силу п. 4 ст. 340 НК РФ является основанием для определения налоговой базы исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
3. Суд отметил, что решение вопроса об определении добытых полезных ископаемых для исчисления НДПИ в данном случае требует специальных познаний, при этом подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 96 НК РФ налоговым органам предоставлено право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов. Однако, принимая решение, инспекция предоставленным ей правом не воспользовалась.
4. Суд отклонил ссылку налогового органа на Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), поскольку указанные классификаторы не являются государственными стандартами, устанавливающими требования к качеству железно-рудного сырья. |
Довод налогоплательщика о том, что именно железная руда является первой соответствующей стандарту предприятия продукцией, а не железорудный концентрат, который был признан налоговым органом в качестве объекта налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, неправомерен. Так, суд указал, что не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Таким образом, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых является продукция горнодобывающей промышленности, первая по своему качеству соответствующая стандарту, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки. |
1. В соответствии с п. 5 ст. 340 НК РФ цена реализации химически чистого металла уменьшается на расходы по доставке химически чистого металла до получателя. Возможность уменьшения стоимости добытых драгоценных металлов на расходы налогоплательщика по доставке концентрата от обогатительной фабрики до аффинажного завода указанной нормой не предусмотрена.
2. В соответствии с п. 5 ст. 340 НК РФ стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. Для целей применения указанной нормы доля содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого определяется исходя из единиц добытого полезного ископаемого (концентрата), переданного на аффинаж, и количества химически чистого металла, полученного из переданного на аффинаж добытого полезного ископаемого (концентрата) без учета потерь. |
Добываемое из техногенных залежей вторичное углеводородное сырье относится к полезным ископаемым, а потому облагается налогом на добычу полезных ископаемых, поскольку вторичные углеводороды не являются собственными потерями добывающего предприятия. |
В соответствии с п. 5 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации химически чистого металла, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя. Исходя из буквального толкования абз. 3 п. 3 ст. 340 НК РФ в целях главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках. Поэтому отсутствие прямого указания на такие расходы в п. 5 этой же статьи не означает, что при определении стоимости добытых драгоценных металлов в расходы налогоплательщика по доставке не включаются таможенные платежи. |
Отсутствие нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных МПР России в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921, не лишает налогоплательщика права на льготное налогообложение, предусмотренное подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, поскольку законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право на применение налоговой ставки 0 процентов. В этом случае налогоплательщик вправе применить нормативы потерь полезных ископаемых, согласованные в прежнем порядке с территориальным органом Госгортехнадзора в соответствии с Инструкцией по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 № 85. |
В соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого налоговой базой является расчетная стоимость добытого полезного ископаемого, при исчислении которой учитываются все расходы налогоплательщика в рамках всего комплекса технологических операций по добыче полезного ископаемого. В состав прочих расходов при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого включаются прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263, 264 и 269 НК РФ. Согласно ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Следовательно, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого следует учитывать налог на добычу полезных ископаемых, начисленный за предыдущий налоговый период, начисление которого производилось в текущем налоговом периоде. |
|