Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС ЦО от 28.01.2005 № А09-8557/04-13

Общество привлечено к ответственности за неуплату НДПИ при проведении восстановительных и берегоукрепительных работ на реке, осуществляемых по договору с муниципальным управлением ЖКХ. Признавая решение налогового органа недействительным, суд исходил из того, что при проведении указанных работ общество выступало не как пользователь участка недр, а как сторона сделки. Передача ему в пользование земельного участка не производилась, фактически добычи песка из недр не произошло. Следовательно, у общества не возник объект налогообложения НДПИ.

 
Постановление ФАС ВСО от 05.11.2004 № А 74-3312/02-К2-Ф02-4560/04-С1

Налогоплательщик осуществлял добычу полезных ископаемых без наличия соответствующей лицензии. При определении размеров убытков в результате самовольного пользования недрами налоговая инспекция исходила, в частности, из максимальных уровней платежей за пользование недрами. Суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что налоговый орган не наделен правом взыскания убытков, причиненных государству безлицензионным недропользованием. Кроме того, применение максимальных ставок необоснованно, поскольку конкретный размер ставок должен быть определен при выдаче соответствующей лицензии. Суд кассационной инстанции признал выводы нижестоящих инстанций необоснованными на том основании, что анализ налогового законодательства не свидетельствует о том, что при отсутствии лицензии пользователь недр, фактически осуществляющий добычу полезных ископаемых, не обязан уплачивать установленные Законом РФ «О недрах» платежи за пользование недрами. Следовательно, налоговая инспекция произвела начисление неуплаченных Обществом платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы правомерно.

 
Постановление ФАС ВСО от 19.04.2005 № А78-2867/03-С2-18/217-Ф02-1438/05-С1

Подпунктом 4 п. 2 ст. 337 НК РФ в качестве вида добытого полезного ископаемого определена многокомпонентная комплексная руда. В случае направления внутри организации данной руды на дальнейшую переработку объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых согласно подп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ будут являться полезные компоненты этой руды. Таким образом, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых у комбината являются медь и молибден, относящиеся к полезным компонентам добываемой и обогащаемой многокомпонентной руды. В данном случае количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии с п. 6 ст. 339 НК РФ как количество компонента руды в химически чистом виде, то есть в зависимости от количественного содержания компонента в добытой руде, количество которой в свою очередь определяется в соответствии с п. 7 ст. 339 НК РФ. Налоговым органом представлен расчет налога на добычу полезных ископаемых исходя из признания объектом налогообложения полезных компонентов многокомпонентной руды. При этом в соответствии с п. 7 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определено как доля полезного компонента, содержащегося в произведенных налогоплательщиком медном и молибденовом концентратах. При определении стоимости добытых полезных ископаемых налоговый орган в соответствии со ст. 340 НК РФ исходил из стоимости реализации молибденового и медного концентратов, приходящейся, за вычетом расходов по доставке, на долю содержащихся в этих концентратах полезных компонентов. В связи с отсутствием реализации медного концентрата в I квартале 2002 года управлением применена расчетная стоимость добытой в этот налоговый период меди. Действия налогового органа признаны судом правомерными.

 
Постановление ФАС УО от 24.08.2005 № Ф09-3613/05-С7

Налогоплательщик осуществлял добычу многокомпонентной руды в результате ее переработки и аффинажа налогоплательщик получал слитки золота и серебра, которые он реализовывал. Налоговый орган посчитал, что при определении стоимости добытого полезного ископаемого налогоплательщик неправомерно, на основании подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, исходил из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых – многокомпонентной руды, так как стоимость добытых обществом полезных ископаемых – полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды (серебро, золото) – должна определяться в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации слитков. Согласно п. 18 Методических рекомендаций по применению гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ при определении продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая в целях гл. 26 НК РФ будет признана полезным ископаемым, необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки. Суд установил, что в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого товарной продукцией является комплексная многокомпонентная руда, а золото и серебро – продуктами ее переработки и аффинажа, которые налогоплательщик самостоятельно не добывает и не производит. Таким образом, налогоплательщик правомерно исчислял налог на добычу полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости полезного ископаемого – многокомпонентной руды.

 
Постановление ФАС УО от 07.02.2006 № Ф09-147/06-С7

В соответствии с лицензией на право пользования недрами, техническим проектом разработки месторождения и стандартом предприятия налогоплательщик осуществлял добычу медно-железованадиевой руды с соответствующим содержанием полезных компонентов руды – меди, золота и серебра, являющихся продуктами переработки руды, которые налогоплательщиком не реализовывались, а направлялись для дальнейшей переработки. Суд пришел к выводу, что добытым полезным ископаемым для налогоплательщика в силу подп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды (медь, золото и серебро), направляемые налогоплательщиком на дальнейшую переработку, а реализуемые налогоплательщиком в последующем драгоценные металлы (золото и серебро в слитках) относятся к продукции обрабатывающей промышленности. Следовательно, стоимость добытого полезного ископаемого при исчислении НДПИ обоснованно определялась налогоплательщиком в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых – золота и серебра, полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды.

 
Постановление ФАС УО от 20.02.2006 № Ф09-657/06-АК-С7

Согласно ст. 337 НК РФ к добытым полезным ископаемым, в частности, относится неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии). Суд пришел к выводу, что на основании данной нормы при добыче глинисто-дресвяно-щебнистых смесей (грунтов), используемых для отсыпки дорог и иных нужд дорожного строительства, предприятие должно было уплачивать НДПИ, поскольку добываемые предприятием и используемые для нужд дорожного строительства грунты не подпадают под предусмотренный ст. 336 НК РФ исчерпывающий перечень добываемых ископаемых, которые не признаются объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых.

 
Постановление ФАС ДО от 09.03.2006 № Ф03-А59/05-2/4799

Добытый при разработке месторождения амфиболитов строительный камень относится к полезным ископаемым в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 337 НК РФ и является первой по своему качеству соответствующей стандарту предприятия продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащейся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье. Дробление добытого камня в щебень следует рассматривать как переработку полезного ископаемого, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу к уплате НДПИ, исходя из стоимости (цены реализации) щебня, а не стоимости (себестоимости) добытого строительного камня, соответствующей пени и привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату налога.

 
Постановление ФАС ЦО от 23.03.2006 № А08-840/05-20

1. При формировании расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ расходы группируются следующим образом: а) прямые расходы. Это материальные расходы (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ), расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ), амортизация (ст. 258–259 НК РФ) и суммы ЕСН (ст. 264 НК РФ). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода; б) косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты п. 1 ст. 254 НК РФ, кроме 1 и 4), расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ), прочие расходы (ст. 264, 265 НК РФ). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых; в) сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше должны быть отнесены расходы на НИОКР (ст. 262 НК РФ) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268 НК РФ). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов. 2. Из анализа п. 1 ст. 337 и п. 7 ст. 339 НК РФ следует, что добычей полезного ископаемого является его извлечение из недр с применением всего комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Согласно применяемым налогоплательщиком стандартам предприятия, выполненным в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, технологическим схемам добычи полезных ископаемых извлекаемые запасы железной руды считаются добытым полезным ископаемым после выполнения следующих основных работ: осушение месторождения с целью получения минерального сырья минимальной влажности; выполнение вскрышных работ, обеспечивающих зачистку разрабатываемого скального массива от покрывающих рыхлых пород; бурение взрывных скважин в соответствии с проектом для получения кондиционированного куска полезного ископаемого; опробование буровзрывных скважин для получения планируемых качественных показателей минерального сырья; погрузка полезного ископаемого в транспортные средства с формированием рудного потока требуемого качества. Следовательно, при определении расчетной стоимости полезных ископаемых налогоплательщиком в составе прямых расходов должны были учитываться в том числе расходы (заработная плата, ЕСН, амортизация) по дренажу шахты, участку горно-вскрышного комплекса, участку желдоротвала, перевозке рудной массы, службе эксплуатации подвижного состава.

 
Постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 № Ф04/5011-1665/А27-2003

Поскольку качество рядовых углей, добытых налогоплательщиком, соответствует требованиям ГОСТ, то при их последующем обогащении, осуществляемом на основании соответствующих договоров с обогатительными фабриками, стоимость углей не включается в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, так как продукт обогащения не будет являться для налогоплательщика первой продукцией, соответствующей установленным стандартам, и, поскольку продукт обогащения не является объектом налогообложения.

 
Постановление ФАС СЗО от 01.03.2005 № А42-5944/03-12

В силу п. 3 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, в частности, признаются полезные ископаемые, добытые налогоплательщиками из недр на территориях иностранных государств, используемых на основании международного договора. Однако исходя из анализа положений Договора о Шпицбергене от 09.02.1920, а также ст. 2–1 Закона Королевства Норвегия от 15.07.1925 «О налоге на имущество и доходы, уплачиваемом в казну Свальбарда» следует, что юридические лица, являющиеся резидентами Норвегии или иностранных государств, должны уплачивать налог в казну Свальбарда «от прав ведения горного промысла на Свальбарде (архипелаг Шпицберген) и с приносимых ими доходов». Из сказанного видно, что Норвегия на основании международного договора имеет исключительную налоговую юрисдикцию на архипелаге Шпицберген, позволяющую только ей взимать с юридических лиц, добывающих полезные ископаемые на Шпицбергене, налог на отгрузку угля (для России – НДПИ). Следовательно, российские налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков уплаты НДПИ с полезных ископаемых, добытых на архипелаге Шпицберген.

 

 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.