В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налога на имущество в отношении железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504. По мнению налогового органа, использование обществом указанной льготы является необоснованным, поскольку выявлено несоответствие между кодами по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 в перечне имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, и кодами ОКОФ, присвоенными основным средствам, в инвентарных карточках. Однако суд подтвердил правомерность использования указанной льготы, несмотря на несоответствие кодов ОКОФ, поскольку имущество, в отношении которого заявлена льгота, относится к железнодорожным путям общего пользования и включено в перечень освобожденного от налогообложения имущества, утвержденный постановлением Правительства РФ. Право на предоставление названной льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в инвентарных карточках на эти объекты. |
Согласно п. «б» ст. 5 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых исключительно для пожарной безопасности или гражданской обороны. При применении указанной льготы необходимо учитывать, что к объектам, используемым для пожарной безопасности, относятся объекты, которые не только необходимы при непосредственном тушении пожаров, но и обеспечиваюте работу персонала по выполнению обязанностей пожарной безопасности в любое время суток, а также учитывать запасы (фонари, огнетушители, прочий инвентарь) имущества, используемого для обеспечения пожарной безопасности. |
В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. При доначислении заводу налога на имущество налоговый орган исходил из того, что на принадлежащее заводу имущество указанная норма не распространяется, так как завод является федеральным государственным унитарным предприятием, то есть коммерческой организацией, в то время как данную льготу в силу Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 могут использовать только Министерство обороны РФ и подконтрольные ему ведомства: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральное агентство специального строительства. Признавая решение инспекции недействительным, суд указал, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям, входящим в состав федеральных органов исполнительной власти, также не является объектом обложения налогом на имущество в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ. Суд установил, что согласно уставу завод находится в ведомственном подчинении МО РФ. Согласно положению об МО РФ, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, в структуру МО РФ входят, кроме центральных органов военного управления, иные подразделения. Завод имеет статус воинской части и входит в структуру Вооруженных Сил РФ. Военнослужащие (офицеры) проходят на заводе воинскую службу, назначены штатные воинские должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Главнокомандующим Военно-Морским Флотом РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 126 завод входит в состав судоремонтных заводов судоремонтной базы ВМФ РФ в качестве федерального государственного унитарного предприятия и находится в подчинении Управления судоремонтных заводов ВМФ РФ. Таким образом, принадлежащее заводу на праве хозяйственного ведения имущество в силу подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не является объектом налогообложения по налогу на имущество. |
Согласно п. «и» ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» стоимость имущества организации, исчисленная в целях налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Налоговый орган счел необоснованным применение обществом указанной льготы, поскольку сводные перечни имущества мобилизационного назначения за 2001–2003 годы утверждены уполномоченным органом только 24.05.2004, то есть по истечении налоговых периодов. Однако суд указал, что предприятие правомерно уменьшило стоимость имущества, исчисленную для целей налогообложения, на балансовую стоимость имущества мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Довод налогового органа о возможности применения указанной льготы по налогу на имущество только с момента утверждения уполномоченным органом сводных перечней имущества мобилизационного назначения признан судом несостоятельным, так как действующее законодательство не ограничивает право налогоплательщика применять льготу по налогу на имущество за прошедшие налоговые периоды. Суд также указал на неправомерность требования налогового органа о необходимости согласования сводных перечней имущества мобилизационного назначения с администрацией субъекта РФ, поскольку мобилизационный план обществу установлен Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а не администрацией субъекта РФ, а согласно п. 3.5 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Минэкономики РФ № ГГ-181, Минфином РФ № 13-6-5/9564, МНС РФ № БГ-18-01/3 от 02.12.2002, сводные перечни имущества мобилизационного назначения представляются на утверждение органам исполнительной власти, утвердившим организациям мобилизационные планы. |
Тот факт, что объект социально-культурной сферы (детский сад), находящийся на балансе общества, не функционирует, не лишает налогоплательщика права на применение установленной п. «а» ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» льготы, согласно которой стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика. |
Возмещение за счет средств городского бюджета разницы в доходах от предоставления организацией услуг по теплоснабжению, рассчитанной по тарифам, утвержденным для предприятий, и ценам, тарифам, применяемым в расчетах с населением является финансированием за счет средств местного бюджета содержания объектов жилищно-коммунального комплекса, поэтому такие объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящиеся на балансе организации в качестве основных средств, подлежит освобождению от обложения налогом на имущество организаций в силу п. 6 ст. 381 НК РФ. |
Арендные платежи за пользование лесным фондом являются затратами, необходимыми для получения в будущем при выписке лесорубочного билета права на осуществление основной деятельности по заготовке древесины, соответственно платежи за пользование лесным фондом относятся к расходам будущих периодов, следовательно, указанные затраты подлежат включению в базу, облагаемую налогом на имущество. |
До 2004 года организации были обязаны включать расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами, титульными списками на капитальное строительство, в расчет базы, облагаемой налогом на имущество предприятий, по истечении сроков строительства (монтажа), установленных договорами подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства). |
В соответствии с подп. «в» ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, могла быть исключена из налоговой базы. Законом в данном случае определены два основных условия применения льготы: факт нахождения на балансе организации имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, и его целевое использование. При этом ст. 5 Закона, в отличие от ст. 4 Закона, устанавливающей возможность не облагать налогом имущество конкретных субъектов, предусматривает применение установленных в ней льгот всеми предприятиями-налогоплательщиками и не связывает возможность уменьшения налогооблагаемой базы на указанное в данной статье имущество с выручкой, полученной от определенных видов деятельности. |
Согласно п. 6 ст. 381 НК РФ освобождаются от налога на имущество организации в отношении объектов жилфонда и инженерной инфраструктуры ЖКК, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов. Из содержания данной статьи следует, что право на льготу по налогу на имущество не связано с фактом перечисления денежных средств в налоговом периоде. Право на указанную льготу возникает у организации в том случае, когда расходы на содержание объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКК предусмотрены в бюджете. Доказательствами наличия таких расходов являются бюджетная роспись, в которой указаны получатели бюджетных средств, а также утвержденные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений. |
|