Поскольку перечень имущества мобилизационного назначения общества на 2002 год был утвержден Министерством энергетики РФ 30.12.2004, то есть в 2002 году перечень такого имущества у общества отсутствовал, у него не было оснований для применения льготы, предусмотренной п. «и» ст. 5 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» для мобилизационного имущества и мобилизационных мощностей. |
Объекты незавершенного строительства, учитываемые на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и не отвечающие единовременно условиям, предусмотренным в подп. «а»–«г» п. 4 ПБУ 6/01, в соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. |
Согласно письму Минфина России № 04-05-06/39 объекты недвижимости, принятые после капитального строительства, введенные в эксплуатацию, но документы по которым не переданы на государственную регистрацию, учитываются на счете «08» «Вложения во внеоборотные активы» и не могут рассматриваться как объект налогообложения по налогу на имущество организаций. Таким образом, у налогоплательщика не имелось оснований для включения спорного имущества в состав основных средств в связи с отсутствием регистрации данных объектов в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, судом учтено, что если спорное имущество (газопроводы) будет переведено в состав основных средств, оно не будет облагаться налогом, поскольку является льготируемым согласно п. 6 ст. 381 НК РФ. |
В налоговой декларации по налогу на имущество за II квартал 2005 года налогоплательщик заявил о применении налоговой льготы, установленной подп. «в» п. 1 ст. 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах»*, в отношении основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в 1999–2003 годах, в том числе в IV квартале 2003 года. Признавая применение льготы неправомерным, суд исходил из того, что кварталом, на начало которого обществом выполнены условия предоставления льготы в отношении производственных фондов, введенных в эксплуатацию в IV квартале 2003 года, является I квартал 2004 года, когда льгота была отменена. Отменяя решение суда, ВАС РФ указал, что условием для предоставления спорной налоговой льготы является наличие финансовых затрат по покупке либо созданию основных производственных фондов и введение основных средств в эксплуатацию. Эти условия были выполнены обществом в 2003 году – в период действия указанной нормы. Введение нового правового регулирования в силу п. 2 ст. 5 НК РФ не могло отменить ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение общества.
__________
* В соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» при исчислении суммы платежа по налогу на имущество предприятий, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом сумм износа) основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в период, не превышающий последних четырех кварталов: если суммарная покупная стоимость указанных основных производственных фондов или стоимость подрядных работ по созданию указанных основных производственных фондов превышает 5 млн руб., льгота предоставляется на период 16 кварталов, начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления. |
С 01.01.2004 признание того или иного имущества объектом налогообложения по налогу на имущество организаций поставлено в зависимость не только от нахождения этого имущества на балансе предприятия, но и от его учета в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Для принятия объекта на учет в качестве основного средства и, соответственно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций требуется соблюдение условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». |
Законодательство о бухгалтерском учете не связывает постановку объекта, полученного организацией в качестве вклада в уставный капитал, на учет как основного средства с государственной регистрацией вещного права на этот объект. Для принятия объекта на учет в качестве основного средства и, соответственно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество требуется наличие правоустанавливающего документа, акта приема-передачи имущества и выполнение условий, установленных в п. 4 ПБУ 6/01. Вопрос о включении имущества в объект налогообложения по налогу на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. |
К основным средствам может быть отнесено имущество, которое фактически, а не предположительно используется в процессе производства продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд организаций. Факт регистрации директора организации в квартире, находящейся на балансе организации, сам по себе еще не свидетельствует о ее использовании в управленческих целях. |
1. Налоговое законодательство не содержит понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» в целях применения гл. 30 НК РФ. При разрешении данного вопроса целесообразно руководствоваться Градостроительным кодексом РФ, Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235), Классификатором работ и услуг по видам деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов» (утвержден постановлением Госстроя России от 25.05.2000 № 51), ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги» и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163).
2. К объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса могут быть отнесены мосты, дороги, тротуары, кюветы, шахтные колодцы, ливневая канализация, трубы по улицам города, ограждения, в отношении которых налогоплательщик осуществляет деятельность по удовлетворению потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. |
В отношении памятников и мемориальных комплексов, которые не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, льгота по налогу на имущество может применяться на основании п. 5 ст. 381 НК РФ (в случае соблюдения условий, предусмотренных в этой норме: памятники должны быть федерального значения и признаны таковыми в установленном законодательством Российской Федерации порядке). |
Суд признал несостоятельными доводы налогового органа о том, что при определении суммы налога на имущество за 2004 год в отношении автомобильных дорог должна была применяться льгота, установленная региональным законом, в соответствии с которой льготированию подлежали только 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Суд указал на то, что налоговая льгота, установленная на региональном уровне, является дополнительной по отношению к налоговым льготам, предусмотренным в ст. 381 НК РФ, имеющим более широкое применение и распространяющим свое действие на всех налогоплательщиков при соблюдении ими условий, определенных в этой статье. |
|