Налогоплательщик правомерно исключил из налоговой базы по НДС суммы полученных из бюджета субвенций (субсидий), связанных с применением государственных регулируемых цен при реализации населению жилищно-коммунальных услуг, руководствуясь п. 2 ст. 154 НК РФ. Ссылка налогового органа на п. 1 ст. 167 НК РФ, в соответствии с которым при совершении операций реализации товаров (работ, услуг) для всех налогоплательщиков устанавливается единый порядок определения налоговой базы по НДС, отклонена судом, поскольку норма, установленная п. 2 ст. 154 НК РФ, является специальной по отношению к норме, установленной ст. 167 НК РФ, и на основании общих принципов, определяющих критерии правового выбора приоритетных норм, обладает юридическим приоритетом в случае конкуренции общей и специальной норм. |
Денежные средства, полученные застройщиком от участника долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у застройщика. |
Предприятие осуществляло хранение и промышленную переработку рыбопродукции, изъятой правоохранительными органами и рыбоохранными организациями. До принятия судом решения по уголовному делу изъятая рыбопродукция находилась у предприятия на хранении, а после вынесения приговора суд постановлял стоимость изъятой рыбы взыскать с предприятия в доход бюджета. Суд пришел к выводу, что в данном случае предприятие не является налоговым агентом по смыслу п. 4 ст. 161 НК РФ, на которого возлагается обязанность удерживать и перечислять в бюджет НДС при реализации конфискованной рыбопродукции, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 № 260 специализированной организацией по реализации конфискованного имущества является РФФИ. |
Получаемые налогоплательщиком из бюджета дотации на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот населению при реализации топлива, не подлежат включению в налоговую базу по НДС, которая в данном случае должна определяться на основании цен, установленных и фактически применяемых для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. |
Работы, выполненные подрядной организацией, в объем работ, а также в стоимость работ, выполненных организацией собственными силами и для собственных нужд, не включаются и при определении налоговой базы в целях исчисления НДС стоимость подрядных работ, предъявленная налогоплательщику подрядными организациями, не учитывается. |
Суд признал ошибочным довод налогового органа о том, что в случае, если дотация (субсидия, компенсация) предоставляется из бюджетов всех уровней налогоплательщику на покрытие разницы между государственным регулируемым тарифом и льготным (пониженным) тарифом, то сумма указанной дотации (субсидии, компенсации) должна включаться в налоговую базу по НДС в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как средства, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Поскольку налогоплательщик фактически оказывал услуги льготируемым группам населения по пониженным ценам, и именно на покрытие убытков от предоставления услуг по льготным ценам были предоставлены дотации из бюджета, данные дотации не могут быть включены в налоговую базу по НДС. Получение таких средств не связано с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), так как в силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ между налогоплательщиком и бюджетной системой существуют бюджетные правоотношения по поводу получения субсидий, а не гражданско-правовые отношения по поводу получения дополнительных средств за реализацию услуг. |
Между обществом и его контрагентом заключен ряд договоров, в которых налогоплательщик выступал как в качестве покупателя, так в качестве поставщика товаров, в связи с чем между ними имелись взаимные обязательства по оплате товаров, прекращенные зачетом встречных однородных требований. Соответственно операции по реализации товаров (работ, услуг) не могут рассматриваться как товарообменные, а общество не обязано было исчислять НДС исходя балансовой стоимости имущества. |
У налогоплательщика не возникает обязанности по включению сумм неустойки (штрафов, пени) за нарушение договорных обязательств в налоговую базу по НДС, поскольку данные суммы имеют самостоятельную правовую природу и не могут быть признаны суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (п. 2 ст. 153, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). |
Суд признал неправомерным включение налоговым органом в налоговую базу по НДС сумм бюджетных субвенций (субсидий), полученных налогоплательщиком в качестве компенсации убытков, понесенных им при оказании коммунальных услуг определенным категориям граждан по льготной цене. Довод налогового органа о том, что полученные налогоплательщиком средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке на основании п. 2 ст. 153, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, суд признал необоснованным, указав, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. |
Бюджетные средства в виде дотационных поступлений, предназначенные для возмещения убытков, полученных налогоплательщиком при реализации населению услуг, должны включаться в налоговую базу по НДС в том случае, если утверждение соответствующих тарифов на данные услуги осуществляется органом местного самоуправления, и последний действует при этом не на основании переданных ему государственных полномочий. Налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС, руководствуясь п. 2 ст. 154 НК РФ, лишь в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Между тем органы муниципального образования к государственным органам не относятся. |
|