Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо. С учетом данных обстоятельств и нормы, содержащейся в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, следует, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, ограничения для применения упрощенной системы налогообложения, установленные подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не распространяются на некоммерческие организации, в частности на автономные некоммерческие организации. |
В п. 3 ст. 346.12 НК РФ перечислены организации, которые в зависимости от видов деятельности и иных условий не вправе применять УСН, что подразумевает действие данного условия не в момент перехода на упрощенную систему, а в ходе хозяйственной деятельности организации. Таким образом, условия, при которых организация не вправе применять УСН, могут наступить и после перехода на УСН. При наступлении таких условий такие организации-налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения. |
Организация, зарегистрированная в качестве юридического лица 15 декабря 2002 года и подавшая заявление о применении упрощенной системы налогообложения 26 декабря 2002 года, вправе перейти на УСН с 01.01.03. Утверждение налогового органа о том, что необходимым условием для перехода на УСН является одновременная подача налогоплательщиком в налоговый орган трех заявлений: о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет и о применении упрощенной системы налогообложения, – не основано на нормах налогового законодательства. Статья 346.13 НК РФ предусматривает право налогоплательщика, а не обязанность, подать все три заявления одновременно. |
Налоговое законодательство не обязывает вновь созданную организацию подавать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения вместе с документами о постановке на налоговый учет. Норма п. 2 ст. 346.13 НК РФ говорит лишь о праве вновь созданной организации подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Обращение в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения через 23 дня после постановки на учет, по мнению суда, не может расцениваться налоговым органом в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования плательщика о переводе его на специальный режим налогообложения. |
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, имеющие вклады в акционерные общества и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие «организация» в целях применения норм Налогового кодекса РФ. Следовательно, акционерное общество, 39 процентов акций которого принадлежат Департаменту имущественных отношений администрации субъекта РФ, осуществляющему от имени субъекта РФ права собственника имущества субъекта РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку запрет, установленный подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ на него не распространяется. |
Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и не являющийся плательщиком НДС, обязан уплачивать НДС в случае выставления своим покупателям счетов-фактур с выделением НДС отдельной строкой. При неисполнении лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения, обязанности по перечислению в бюджет НДС, полученного от покупателей, налоговый орган вправе применить к такому лицу ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ. |
Налоговый орган не вправе отказать государственному учреждению, подведомственному федеральному органу исполнительной власти, в переходе на упрощенную систему налогообложения на основании подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Орган исполнительной власти в этом случае выступает как специально уполномоченный государственный орган, а не как юридическое лицо. Следовательно, уполномоченный государственный орган не может быть признан организацией в смысле ст. 11 НК РФ. Кроме того, имущество государственного учреждения не распределяется по вкладам (долям, паям), что также исключает применение подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ к государственным учреждениям. |
Если положениями Устава негосударственного учреждения предусмотрено, что учредитель непосредственно участвует в управлении учреждением, то последнее не вправе применять упрощенную систему налогообложения в силу ограничения, предусмотренного подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в его решении от 19.11.2003 № 12358/03, не может применяться в данном случае, так как в указанном деле учредителем выступало муниципальное образование, не являющееся организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует указанный термин. |
В ситуации, когда налогоплательщик-предприниматель, купивший товар для перепродажи его на экспорт, переходит на упрощенную систему налогообложения, он утрачивает право на налоговые вычеты и возмещение сумм налога, уплаченного поставщикам товара. Фактически уплаченный им до перехода на упрощенную систему налогообложения налог учитывается в стоимости соответствующих товаров в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, путем подачи уточненной налоговой декларации по налогу на доходы за период, в котором были приобретены указанные товары. |
Некоммерческой организации в форме учреждения не может быть отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения на том основании, что доля непосредственного участия в ней других организаций составляет более 25 процентов, поскольку ограничение, предусмотренное подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, распространяется только на те организации, чья организационно-правовая форма предусматривает наличие уставного капитала. |
|