Ограничения в применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренные подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в соответствии с которым не вправе применять специальный налоговый режим организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не распространяются на негосударственное образовательное учреждение, имущество которого находится в оперативном управлении, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Под непосредственным участием других организаций имеется в виду участие (вклад) в образовании уставного капитала организации. |
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 и подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, полученные векселедержателем в виде денежных средств при предъявлении векселя к погашению, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по единому налогу (УСН). |
Из ст. 3 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» следует, что при определении налогооблагаемого совокупного дохода подлежат учету только те затраты, которые фактически приходились на реализованную (оплаченную) продукцию. Следовательно, если налогоплательщик отгрузил товар покупателям, а последние его не оплатили, то налогоплательщик не вправе учесть в составе затрат расходы, произведенные на приобретение отгруженных товаров. |
В соответствии с Порядком отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности* в стоимость сырья, материалов, товаров, приобретенных и использованных в процессе производства субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения и облагающими единым налогом совокупный доход, могут включаться затраты, непосредственно связанные с их приобретением и формирующие их себестоимость. Поскольку приобретение налогоплательщиком квот на покупку импортного мяса является необходимым условием для заключения им контрактов на поставку мяса, то затраты на приобретение указанных квот включаются в стоимость мяса и в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ уменьшают совокупный доход налогоплательщика.
___________
* Порядок отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.96 № 18. |
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 321-О изменение Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ налоговых обязанностей по уплате ЕСН для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, касающееся объекта налогообложения и налоговой базы, само по себе не означает ухудшения их положения, а потому не может быть истолковано как увеличение налогового бремени. В то же время, поскольку индивидуальный предприниматель представил арбитражному суду доказательства увеличения налогового бремени более чем в два раза, суд пришел к выводу, что изменения порядка налогообложения по ЕСН привели к значительному ухудшению положения налогоплательщика, следовательно, не распрастраняются на данного предпринимателя в течении четырех лет с момента его государственной регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»). |
На основе анализа представленного налогоплательщиком расчета суд установил, что в результате введения в действие с 2003 года главы 26.2 НК РФ для предпринимателя, уплачивавшего ранее единый налог на основании патента, налоговая база увеличится более чем в 40 раз, что свидетельствует об ухудшении положения предпринимателя. В связи с изложенным предприниматель подлежит налогообложению в 2003 году в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации. Сохранение права предпринимателя применять упрощенную систему налогообложения или возможность перейти на применение обычной системы налогообложения не являются обстоятельствами, исключающими гарантии, установленные для субъектов малого предпринимательства. |
Некоммерческой организации в форме учреждения не может быть отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения на том основании, что доля непосредственного участия в ней других организаций составляет более 25%, поскольку ограничение, предусмотренное подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, распространяется только на те организации, чья организационно-правовая форма предусматривает наличие уставного капитала. |
В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Непосредственное участие означает, что одна организация непосредственно владеет в уставном капитале другой организации определенной долей. Следовательно, учреждение, чьи учредители не принимали участия в формировании его имущества, т.е. не передавали имущество учреждению в оперативное управление и не финансировали его иным образом, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. |
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Имущество автономной некоммерческой организации неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), поэтому автономная некоммерческая организация не относится к субъектам налоговых правоотношений, на которые распространяется запрет на применение упрощенной системы налогообложения по указанным основаниям, поскольку в данном случае не могут быть применены такие понятия, как «доля» и «непосредственное участие». |
Нарушение срока подачи заявления о переходе на УСН не может лишать налогоплательщика его права на применение УСН в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ, т.к. такие последствия не установлены законодательством о налогах и сборах. |
|