Законодателем определены различные значения понятий «сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» и «сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета», в связи с чем начисление налоговой инспекцией по результатам проверки пеней на сумму налога, необоснованно предъявленную обществом к возмещению из бюджета, незаконно. |
Неправомерно начисление налоговым органом пени на сумму налога, не списанную со счета налогоплательщика в связи с имевшимися решениями налогового органа о приостановлении операций по счетам. |
Суд признал недействительным требование об уплате пени в связи с отсутствием в нем данных о наличии недоимки по налогам, о ставке рефинансирования Банка России на дату начисления пени, и расчета взыскиваемой суммы пени. |
Пропуск налоговым органом пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении недоимки не влечет прекращения начисления пени на данную недоимку. |
Несмотря на то, что ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль являются промежуточными (внутри отчетного периода), а их сумма не зависит от результатов деятельности в течение отчетного периода, за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей подлежат начислению пени. |
Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Пени – правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Таким образом, взыскание пени с налогового агента, не удержавшего налог с налогоплательщика, является правомерным. Ссылка на п. 9 ст. 226 НК РФ в части запрета взыскания с налогового агента пеней не может быть признана обоснованной, поскольку в данной правовой норме говорится только о недопустимости уплаты налоговым агентом налога за счет его средств. Взыскание пени за счет денежных средств и иного имущества налогового агента прямо предусматривается ст. 46, 47 НК РФ. |
Налоговый орган не вправе по итогам налоговой проверки выставлять требование о взыскании пени, начисленной на недоимку, образовавшуюся за пределами проверяемого периода. |
С истечением трехгодичного срока на взыскание задолженности по налогу также истекает и срок на взыскание пени, начисленной на такую задолженность. |
Пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества. |
Учитывая, что сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ, и уплачивается по истечении отчетного периода, неуплата данного платежа по итогам отчетного периода является недоимкой по налогу. Следовательно, пени за просрочку уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций могут быть взысканы с налогоплательщика. |
|
|