Учитывая, что налогоплательщик может добыть только полезное ископаемое, числящееся на государственном балансе, в целях налогообложения должно учитываться количество полезного ископаемого, на которое были погашены балансовые запасы, то есть уголь в чистых угольных пачках, определенное по данным геолого-маркшейдерского учета, а не вся горная масса. Таким образом, количество добытого полезного ископаемого определяется по «чистым угольным пачкам», то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой. |
Установив, что молибденово-медная комплексная руда является продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, соответствующей стандарту предприятия, а молибден сульфидный, медь либо их концентраты не определены составленными на основании утвержденных проектов разработки месторождения полезных ископаемых Планами развития горных работ карьера месторождения в качестве конечного продукта разработки месторождения, суд пришел к выводу, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является молибденово-медная комплексная руда, а налог на добычу полезных ископаемых должен исчисляться исходя из себестоимости добытой руды. |
Общество осуществляло добычу руды железной товарной необогащенной и руды богатой, соответствовавших стандартам предприятия, из которых путем технического передела получало железорудный концентрат, агломерационную руду и доменную руду. Поскольку руда железная товарная необогащенная и руда богатая соответствовали стандарту предприятия, суд отклонил довод налогового органа о том, что добытым полезным ископаемым для общества является агломерационная руда, доменная руда, железорудный концентрат, полученные путем первичной обработки (доведение до требуемого стандартами и техническими условиями качества) богатой железной руды и неокисленных железных кварцитов, которые без такой переработки непригодны для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Таким образом, общество реализовывало продукцию более высокой степени технологической переработки с другими качественными характеристиками по сравнению с добытым из карьера полезным ископаемым, следовательно, у него отсутствовала реализация добытого полезного ископаемого, что в силу п. 4 ст. 340 НК РФ является основанием для применения способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы исходя из расчетной стоимости (подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ). |
Налогоплательщиком на основании лицензии осуществлялось геологическое изучение и добыча подземных вод для технологического обеспечения бурения газовых и нефтяных скважин, то есть недропользование осуществлялось в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Поскольку компонентный состав и ресурсы добываемых подземных вод не были достаточны для извлечения компонентов в промышленных масштабах, суд пришел к выводу, что добываемые обществом воды не относятся к промышленным, то есть не являются полезным ископаемым и их добыча не облагается НДПИ. |
Установив, что в течение января – ноября 2005 года общество в декларациях не отражало нормативные потери и льготу в виде ставки 0 процентов по ним не применяло, суд признал правомерным применение ставки 0 процентов в декабре 2005 года к нормативным потерям за весь год в объеме, определенном по результатам замера, произведенного маркшейдерской службой в декабре 2005 года. При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что в декабре 2005 года ставка 0 процентов могла быть применена налогоплательщиком только к объему потерь, определенному исходя из количества добытого в этом месяце полезного ископаемого. |
В результате разработки месторождения налогоплательщик получал каменный уголь, который направлялся на обогатительные фабрики для дальнейшей переработки в целях получения угольного концентрата и промежуточного продукта. Суд, отклонив довод налогового органа о том, что в соответствии с техническими проектами отработки месторождений добытым полезным ископаемым для общества является уголь, прошедший операции по обогащению, пришел к выводу, что полезным ископаемым для налогоплательщика является уголь каменный, который после его извлечения на поверхность и до направления на обогащение соответствует рядовому углю по ГОСТ Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования». Концентрат и промежуточный продукт, являясь продуктами обогащения угля, в которых содержание горючей массы и сростков угля более высокое, чем в исходном питании, не могут рассматриваться в качестве добытого полезного ископаемого. |
Поскольку порядок утверждения нормативов потерь жидких полезных ископаемых отсутствует, налогоплательщик правомерно при исчислении НДПИ применял ставку 0 процентов в части фактических потерь минеральной воды, не превысивших нормативы, предусмотренные технологической схемой разработки месторождения. |
Реализуемые налогоплательщиком агломерационная руда, доменная руда, железорудный концентрат являются продукцией, полученной при дальнейшей переработке полезного ископаемого (руда богатая и руда железная товарная необогащенная), то есть не являются добытым полезным ископаемым, в связи с чем у налогоплательщика отсутствовала реализация добытого полезного ископаемого, а НДПИ должен уплачиваться исходя из расчетной оценки стоимости добытого полезного ископаемого. |
Смешение минеральных вод из двух различных скважин не приводит к изменению природного набора минеральных веществ, а лишь меняет процентное соотношение содержания минеральных веществ, а потому налог на добычу полезных ископаемых следует исчислять исходя из цен реализации минеральной воды, полученной в результате смешения. |
Налогоплательщик, осуществлявший добычу пароводяной смеси, правомерно применял ставку 0 процентов в отношении потерь полезного ископаемого, норматив которых был согласован с коллегией Камчатского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, поскольку в отношении пароводяной смеси порядок утверждения нормативов потерь в целях применения ставки 0 процентов Правительством РФ не утвержден, а в соответствии с п. 5.3.9.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору к полномочиям названной Федеральной службы отнесено, в частности, согласование нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке. При этом в соответствии с п. 4 названного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Также суд указал, что постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» в данном случае применению не подлежит, поскольку названными Правилами регулируется порядок утверждения нормативных потерь для твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, к числу которых пароводяная смесь не относится. |
|