Статьей 346.21 НК РФ установлена периодичность уплаты единого налога в бюджет по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, девяти месяцев) – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, по итогам налогового периода (года) – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ). При этом налоговой базой единого налога являются фактически полученные доходы (либо доходы, уменьшенные на фактические расходы), что соответствует ст. 52–54 НК РФ. В связи с изложенным и в соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 46 НК РФ авансовые платежи по итогам полугодия подлежат взысканию в бюджет при их неуплате налогоплательщиком. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате указанного платежа налогоплательщик в соответствии со ст. 75 НК РФ должен уплатить пени. |
В 2002 году налогоплательщик для целей исчисления НДС применял учетную политику по оплате. В этом же году налогоплательщик реализовал услуги, оплату за которые получил в 2003 году. Несмотря на то что в 2003 году налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения, он исчисляет НДС в момент оплаты, то есть в 2003 году. Довод налоговой инспекции о том, что НДС должен быть уплачен в месяце, предшествующем переходу на УСН, является неправомерным, поскольку действующим законодательством такой порядок не предусмотрен. |
Внеся изменения в ст. 83 НК РФ (о том, что с 01.01.2004 налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку на налоговый учет на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц), законодатель не внес необходимых изменений в п. 2 ст. 346.13 НК РФ, согласно которому вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Эта коллизия в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должна решаться в пользу налогоплательщика: он вправе перейти на упрощенную систему с момента подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, даже если оно подано неодновременно с подачей заявления о государственной регистрации юридического лица и внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. |
Согласно подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Непосредственное участие означает, что одна организация непосредственно владеет в уставном капитале другой организации определенной долей. В силу ст. 48 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители союза не имеют в отношении его имущественных прав. Имущество, переданное учредителями (членами), является собственностью союза, используется в целях его уставной деятельности, и полученная прибыль не распределяется между его учредителями (членами). Следовательно, некоммерческие организации в форме союзов вправе применять упрощенную систему налогообложения. |
В соответствии с п. 2 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщик не вправе изменять выбранный при переходе на УСН объект налогообложения в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Не является нарушением указанного положения изменение объекта в начале 2003 года налогоплательщиками, подавшими первоначально заявление о переходе на УСН в 2002 году, поскольку Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 346.16 и п. 1 ст. 346.13 НК РФ, наличие которых в момент перехода налогоплательщика на УСН могло существенно повлиять на выбор объекта налогообложения. |
Организация, зарегистрированная 25.12.2002 и подавшая заявления о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему налогообложения 04.01.2003, вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2003 году. |
Из подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не следует, что запрет на применение УСН распространяется на государственные или муниципальные унитарные предприятия. |
При применении упрощенной системы налогообложения предприниматели не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, следовательно, совокупный доход, полученный ими от осуществляемой на основе патента деятельности, не подлежит уменьшению на суммы налоговых вычетов, предусмотренных гл. 23 НК РФ. |
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, выделяя отдельной строкой в расчетных документах и получая суммы НДС в цене реализуемых работ, не перечислял его в бюджет и не представлял декларации по налогу. Налоговым органом к налогоплательщику были применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС; на основании п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по НДС. На основании положений Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», суд признал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, поскольку Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в силу специального режима налогообложения не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. |
Осуществление деятельности в рамках договоров простого товарищества не исключает применение упрощенной системы налогообложения. |
|