Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 № 11406/05

Пункт 3 ст. 346.16 НК РФ определяет, что расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке: в отношении основных средств, приобретенных в период применения УСН, – в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию; в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на УСН, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств с учетом срока полезного использования объекта основных средств. Применение порядка, установленного данным пунктом, связано с необходимостью признания в целях налогообложения расходов на приобретение основных средств, осуществленных как до перехода на специальный налоговый режим, так и в период применения УСН, поскольку глава 26.2 НК РФ не предусматривает возможности списания основных средств на расходы организации через амортизационные отчисления. Статья 346.16 НК РФ не уточняет способа приобретения основных средств, поэтому необходимо исходить из положений ст. 218 ГК РФ, устанавливающих в качестве оснований приобретения права собственности на имущество не только гражданско-правовую сделку, но и изготовление либо создание имущества для себя. Таким образом, статус налогоплательщика как собственника основного средства не зависит от того, по каким основаниям основное средство было приобретено. Соответственно, расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением статуса собственника, должны учитываться единообразно. В противном случае налогоплательщик, изготовивший объект основных средств для собственных нужд самостоятельно, ставится в неравное положение по сравнению с налогоплательщиком, приобретшим основное средство на основании договора купли-продажи, что противоречит принципу равенства налогообложения, установленному п. 1 ст. 3 НК РФ.

 
Постановление ФАС СЗО от 12.10.2005 № А66-1094/2005

Налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, но при этом при реализации товаров (работ, услуг) увеличивал их стоимость на сумму налога на добавленную стоимость, покупателям товаров (работ, услуг) выставлялись счета-фактуры, где суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщик выделял отдельной строкой. В соответствии с п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 174 НК РФ налогоплательщик представлял в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость и уплачивал в бюджет полученные от покупателей суммы налога на добавленную стоимость. При данных обстоятельствах суд пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно не включал в состав доходов, облагаемых единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы НДС, поступившие на его расчетный счет от покупателей товаров (работ, услуг) и перечисленные в бюджет.

 
Постановление ФАС МО от 22.12.2005 № КА-А40/12598-05

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган и применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации. Однако с 1 января 2004 года постановка организаций на налоговый учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а подача заявления о постановке на налоговый учет новой редакцией п. 3 ст. 83 НК РФ не предусмотрена. Следовательно, на момент подачи налогоплательщиком заявления о переходе на УСН (16.06.2005) срок подачи такого заявления установлен не был, в связи с чем уведомление налогового органа об отказе в переходе на УСН, выданное налогоплательщику, не основано на законе.

 
Постановление ФАС МО от 29.11.2005 № КА-А40/11740-05

Поскольку налогоплательщик, переходя с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и избирая в качестве объекта налогообложения «доходы», руководствовался содержанием действовавших в тот период правовых норм и не мог предвидеть последовавшего затем изменения закона (в частности, принятие Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ), он вправе с 2004 года изменить объект налогообложения на «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов». Ссылки налогового органа на недопустимость изменения объекта налогообложения являются несостоятельными, поскольку фактически лишают налогоплательщика возможности реального выбора объекта налогообложения. В данном случае усматривается противоречие между положениями закона о невозможности изменения объекта налогообложения и о праве налогоплательщика на выбор объекта налогообложения, а согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 
Постановление ФАС ВСО от 07.12.2005 № А78-2854/05-С2-12/191-Ф02-6129/05-С1

Подпунктом 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Понятие стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, не равнозначно понятию цены товара. Определение понятия стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, дано в нормативных актах по бухгалтерскому учету, согласно которым фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, включая транспортные расходы. Предложенный налоговым органом критерий определения стоимости товаров, приобретаемых для дальнейшей реализации, при применении УСН (в зависимости от выделения стоимости транспортировки в счете-фактуре) приводит к нарушению принципа всеобщности и равенства налогообложения. Следовательно, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на величину транспортных расходов на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ независимо от выделения стоимости транспортировки в первичных документах.

 
Постановление ФАС СЗО от 19.10.2005 №А05-5651/2005-12

Полученные налоговым органом из банков выписки по расчетным счетам налогоплательщика со сведениями о движении денежных средств не свидетельствуют о занижении налогоплательщиком налоговой базы, облагаемой единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, так как без первичных документов указанные в выписках денежные средства не могут быть признаны доходом от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемым в соответствии со статьей 249 НК РФ, а также внереализационным доходом, определяемым в соответствии со статьей 250 НК РФ.

 
Постановление ФАС СЗО от 27.10.2005 №А26-3333/2005-28

Налоговое законодательство, регулирующее применение специальных налоговых режимов, не запрещает использовать налогоплательщику, переведенному на уплату ЕНВД, упрощенную систему налогообложения в отношении тех видов деятельности, которые не облагаются единым налогом на вмененный доход.

 
Постановление ФАС СЗО от 22.09.2005 № А56-27762/04

1. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» предусмотрены расходы по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков. Следовательно, общество необоснованно при исчислении совокупного дохода по единому налогу уменьшило в 2002 году валовую выручку на затраты по выплате процентов небанковской организации за пользование заемными средствами. Суд отклонил ссылку налогоплательщика на положения п. 4 ст. 5 НК РФ, поскольку в главе 26.2 НК РФ не имеется указаний о придании обратной силы положениям этой главы, нет таких указаний об этом и в Федеральном законе от 24.07.2002 № 104-ФЗ. 2. Суд пришел к выводу, что общество, применявшее упрощенную систему налогообложения, необоснованно при исчислении совокупного дохода по единому налогу уменьшило в 2002 году валовую выручку на затраты по приобретению питьевой воды для сотрудников, обслуживающих производственный процесс. Суд указал, что питьевая вода не относится к товарам (работам, услугам), сырью, материалам, комплектующим изделиям, использованным в производственном процессе, поскольку расходовалась не на технологические цели. Указанные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и не поименованы в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ.

 
Постановление ФАС ВСО от 14.07.2005 № А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1

Налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Доходы от реализации имущественных прав, в частности по договору об уступке права, в перечень ст. 251 НК РФ не входят. Следовательно, налоговая инспекция обоснованно включила в доход сумму дохода от реализации имущественных прав.

 
Постановление ФАС ЦО от 14.06.2005 № А54-123/2005-С11

Государственное образовательное учреждение было образовано Министерством транспорта РФ, которое является его единственным учредителем. Налоговый орган отказал учреждению в применении УСН на основании подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в соответствии с которым организация не имеет права на применение УСН, если доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Согласно уставу учреждения, а также в силу прямого указания закона имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, это означает, что данное имущество не может быть продано, отдано в залог, внесено в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом обременено или отчуждено без разрешения собственника. Таким образом, на государственное учреждение не распространяется ограничение подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, и оно в данном случае имеет право применять УСН.

 

 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.