Суд признал правомерным исключение обществом земельных участков, занятых заводскими прудами-охладителями, из числа объектов обложения земельным налогом на основании подп. 5 п. 2 ст. 389 НК РФ, отклонив доводы налогового органа о том, что спорные земельные участки заняты инженерным сооружением – прудом-охладителем, а не находящимся в государственной собственности водным объектом в составе водного фонда, предоставлены обществу в бессрочное (постоянное) пользование под инженерные сооружения, имеют вид разрешенного использования «инженерные сооружения 1-го и 2-го заводского пруда-охладителя», относятся к категории «земли поселений», поэтому не относятся к землям водного фонда. Суд исходил из того, что в качестве пруда-охладителя общество использует водные ресурсы водохранилища; обществу выдана лицензия на водопользование, объектом которого является водохранилище, а целью использования – забор воды на производственные нужды предприятия и абонентов, сброс производственных сточных вод предприятия и абонентов. Согласно подп. 3 ч. 2 ст. 5, ст. 45 Водного кодекса РФ земли, покрытые водами водохранилища, включаются в состав этого водного объекта. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ, подп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ водохранилища находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. |
Суд пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности уплачивать земельный налог с момента приобретения прав на имущественный комплекс и до возникновения прав собственности на земельный участок, на котором расположено приобретенное недвижимое имущество, несмотря на отсутствие заключенного договора аренды на спорный земельный участок. Суд пришел к выводу о наличии арендных отношений, сославшись на то, что органом местного самоуправления было принято решение о предоставлении земельного участка обществу в аренду; продавцу недвижимого имущества спорный земельный участок принадлежал на праве аренды, а в силу п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости. |
Суд признал правомерным применение обществом льготы, предусмотренной п. 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», согласно которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования, отклонив доводы налогового органа о том, что общество сдавало спорный земельный участок в аренду, чем допустило использование участка не по целевому назначению. Как указал суд, на основании договоров аренды обществом в аренду сдавался не сам земельный участок, а недвижимое имущество, находящееся на данном участке. В силу п. 2 ст. 652 ГК РФ, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением. Заключенными договорами право арендатора на соответствующий земельный участок не определено, следовательно, общество является пользователем спорного земельного участка, и основания считать участок переданным в аренду отсутствуют. |
Удовлетворяя требования муниципального образования о признании незаконным решения налогового органа о зачете излишне уплаченного обществом земельного налога в счет предстоящих платежей, суд исходил из того, что в момент уплаты налога в городской бюджет направлялось только 50 процентов от уплаченной суммы земельного налога, поэтому у налогового органа не было оснований при принятии решения о зачете засчитывать суммы, превышающие фактически поступившие в бюджет города. |
Поскольку ГОУ ВПО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» входит в систему органов, организаций и подразделений МВД РФ, через которую Министерство внутренних дел осуществляет свою деятельность по реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, используемые им земельные участки относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, следовательно, на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельным налогом. |
Действующее законодательство не предусматривает уплату земельного налога в пропорции между жилыми и нежилыми помещениями. Поскольку дом, в котором находится нежилое помещение, является жилым, при исчислении налога должны применяться ставки, предусмотренные для земель, занятых жилищным фондом. |
Налогоплательщик правомерно воспользовался льготой, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, в отношении земельного участка до ввода в эксплуатацию строящейся на нем атомной станции. Суд исходил из того, что спорный земельный участок изъят из оборота, занят находящимся в федеральной собственности объектом использования атомной энергии (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»), поэтому не является объектом налогообложения земельным налогом. |
Суд пришел к выводу о наличии у общества обязанности по уплате земельного налога при фактическом пользовании земельным участком, право собственности или владения которым обществом не оформлено. Отклоняя ссылку на ст. 15 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», суд отметил, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. |
Признавая неправомерным доначисление налогоплательщику земельного налога, арбитражный суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления, утвердившее ставки земельного налога, исходя из которого инспекцией доначислен налог, не подлежит применению, поскольку не может считаться официально опубликованным. Спецвыпуск местной газеты, в котором было опубликовано названное решение, не имеет текущего номера, в исходных данных отсутствуют адрес типографии, номер заказа, поэтому спецвыпуск не соответствует требованиям ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», ГОСТу 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения», ГОСТу 7.4-95 «Издания. Выходные данные» и не является периодическим печатным изданием. Кроме того, в спецвыпуске опубликован только текст решения органа местного самоуправления без приложений, без дополнительных разъяснений о порядке применения решения и без указания кадастровых номеров участков, что нарушает требования п. 6 ст. 3 НК РФ, поскольку не позволяет налогоплательщикам самостоятельно, без дополнительных разъяснений о порядке применения решения и без указания кадастровых номеров участков, определить зону, к которой относятся их земельные участки и рассчитать ставку земельного налога. В связи с этим суд пришел к выводу, что налог подлежал исчислению и уплате налогоплательщиком исходя из средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» с учетом поправочного коэффициента на соответствующий год. |
Признавая правомерным применение предприятием (базой материально-технического и военного снабжения) льготы по земельному налогу, установленной ст. 395 НК РФ, арбитражный суд исходил из того, что указанная льгота распространяется не только на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, поименованные в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», но также учреждения и организации, которые включены в Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89. |
|