Поскольку объекты жилого фонда были закреплены за предприятием, оказывающем жилищно-коммунальные услуги, на праве хозяйственного ведения и отражены на его балансе, предприятие было обязано уплачивать земельный налог с участков, занятых жилым фондом. Отсутствие у предприятия правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения его – фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. |
Суд пришел к выводу, что предприятие, осуществляющее работы по эксплуатации и ремонту жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности и переданного ему на праве хозяйственного ведения, не является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, занятых этим жилым фондом, поскольку не является их собственником или землепользователем. В то же время предприятие обязано исчислять и уплачивать земельный налог за пользование земельными участками, занятыми объектами, необходимыми для осуществления своей хозяйственной деятельности, а именно: котельной, трансформаторными подстанциями, газораспределительными пунктами, пожарным водоемом, административными зданиями, баней и подсобным хозяйством. Отсутствие правоустанавливающих документов на данные земельные участки также не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю. |
Отклоняя довод налогового органа об обязанности заявителя уплачивать земельный налог на земельные участки под магазинами, находящимися в многоквартирных жилых домах, суд указал, что, согласно ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме. Следовательно, до определения границ и площади земельного участка, а также его кадастрового учета, этот участок не может быть передан в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме. Таким образом, до формирования земельного участка, общество не может быть плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены нежилые помещения, встроенные в многоквартирные дома, так как не является собственником этих земельных участков. |
Суд пришел к выводу, что предприятие, подведомственное Спецстрою России, правомерно применило льготу по земельному налогу, установленную подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в отношении земельного участка, расположенного под детским оздоровительным лагерем, отклонив доводы налогового органа о том, что детский лагерь не используется для обеспечения безопасности и обороны. Суд исходил из того, что детский оздоровительный лагерь входит в состав предприятия, является его обособленным подразделением (филиалом), а названная льгота распространяется на предприятие в целом. При этом лагерь осуществляет свою деятельность в интересах предприятия по обеспечению выполнения государственных задач и удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В свою очередь предприятие находится в ведомственном подчинении Спецстроя России и относится к инженерно-техническим (дорожно-строительным) воинским формированиям при Спецстрое России (войсковая часть). Инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Спецстрое России являются составной частью сил, привлекаемых к обороне (п. 1 Положения об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1084). В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки. Согласно подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности. Следовательно, земли, расположенные под детским лагерем в силу ст. 27, 93 Земельного кодекса РФ, могут быть признаны ограниченными в обороте и освобожденными от обложения земельным налогом. |
Суд счел неправомерным применение предпринимателем коэффициента, предусмотренного п. 7 ст. 396 НК РФ, при исчислении земельного налога в отношении срока использования им земельных участков в предпринимательской деятельности. Как отметил суд, по смыслу названной нормы данный коэффициент может учитываться только в отношении срока нахождения земельного участка, используемого на момент расчета авансовых платежей, в собственности налогоплательщика. |
Продажа недвижимого имущества влечет прекращение у продавца обязанности по уплате земельного налога в отношении земельного участка, занятого этим объектом недвижимости и предоставленного ему ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, независимо от наличия государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок. Отклонив ссылку инспекции на положения ст. 8, 131, 223 ГК РФ, арбитражный суд исходил из факта неиспользования продавцом спорных земельных участков в силу п. 2 ст. 268, п. 1,2 ст. 271, ст. 552 ГК РФ, ст. 35 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования. |
Признание недействительным договора о создании организации не освобождает ее от уплаты земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, внесенные в ее уставной капитал, в период фактического пользования земельным участком до момента возвращения объектов недвижимости учредителю. В свою очередь учредитель не является плательщиком земельного налога до возврата ему указанного недвижимого имущества. |
Суд пришел к выводу, что земельный участок, отнесенный кадастровым планом к категории земель поселений, разрешенное использование (назначение) которого – земли предприятий связи, должен облагаться земельным налогом по ставкам, установленным для земель поселений, а не для земель специального назначения. Как указал суд, земли специального назначения (в том числе земли связи) в силу подп. 3 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ являются отдельной категорией земель, отличной от земель поселений, о чем свидетельствует и ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ, подчеркивающая, что указанная категория земель расположена за границами населенных пунктов. Указание в ст. 85 Земельного кодекса РФ на возможность вхождения в земли поселений территориальных зон специального назначения не свидетельствует о том, что земли предприятий связи входят в указанную территориальную зону. |
Получение налоговым органом сведений от Роснедвижимости об изменении кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода не может служить основанием для перерасчета и доначисления налогоплательщику авансовых платежей по земельному налогу, поскольку в силу п. 14 ст. 396 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка, составляющая налоговую базу, может изменяться и устанавливаться только на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом. |
Суд признал правомерным применение обществом ставки земельного налога в размере 3 процентов от ставки, установленной для городских земель (п. 5 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»), в отношении земельного участка, на котором расположено общежитие, находящееся на его балансе, отклонив доводы налогового органа о том, что данная льгота не распространяется на коммерческие организации. По мнению суда, основанием для применения пониженной ставки налога является факт занятия земли жилищным фондом, к которому относятся общежития. |
|