Неверное указание налогоплательщиком в платежном поручении кода бюджетной классификации не является основанием для начисления пени, поскольку налогоплательщик в соответствии со ст. 45 НК РФ выполнил главную обязанность налогоплательщика - уплатил налоги, а распределение уплаченных налогов вправе и обязано в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ осуществлять федеральное казначейство, что, в конечном счете, и было сделано. |
Отсутствие в требовании об уплате налога сведений о размере недоимки на момент направления требования, на которую начислены пени, при подтверждении обязанности налогоплательщика по уплате пени в указанных размерах не свидетельствует о незаконности требования. |
Поскольку ошибочное указание Обществом в платежном поручении кодов бюджетной классификации при уплате акциза, по причине изменения с 01.01.03 соответствующих кодов, не привело к образованию задолженности перед бюджетом, то у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени. |
Пени по налоговым платежам не являются финансовыми санкциями в понимании ст. 75 НК РФ. Таким образом, положения ст. 98 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие прекращение начисления неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономически) санкций, в данном случае не применимы, следовательно, пени по налоговым платежам, начисленные за период после открытия конкурсного производства, подлежат взысканию в общем порядке, предусмотренном ст. 46 – 48 НК РФ. |
Взыскание налога не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами (абз. 6 п. 1 ст. 45 НК РФ). Поскольку, пеня была начислена на сумму налога, обязанность по уплате которого основана на изменении юридической квалификации сделок, то и взыскание пени не может быть произведено в бесспорном порядке. |
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика (п. 3 ст. 75 НК РФ). Из содержания приведенной выше нормы следует, что единственным основанием освобождения налогоплательщика от начисления пени является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или наложении ареста на его имущество, то есть налогоплательщик должен доказать наличие достаточного для уплаты налога денежного остатка на счете, операции по которому были приостановлены. |
Доводы налогового органа о том, что установленный ст. 70 НК РФ срок направления требования не подлежат применению в отношении пеней, за исключением случаев направления требования об уплате пеней по результатам налоговой проверки, являются несостоятельными, поскольку противоречат налоговому законодательству. В ст. 69 НК РФ понятие «требование об уплате налога» определено следующим образом: это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Следовательно, под «требованием об уплате налога» в ст. 70 НК РФ понимается извещение об уплате недоимки и соответствующей суммы пеней. |
Поскольку допущенная предпринимателем в платежном поручении ошибка в указании кода бюджетной классификации не повлекла зачисления в иной бюджет суммы налога, своевременно поступившей в областной бюджет, у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени. |
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности взыскания с налогоплательщика пени за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Начисление пеней по налогу на прибыль возможно только по итогам квартала. |
Налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию вместе с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика налоговым органом было принято решение о возврате излишне уплаченной суммы налога, которая была возвращена налогоплательщику 26.03.2003. В апреле 2003 года была проведена камеральная проверка уточненной декларации налогоплательщика, по результатам которой налоговый орган, придя к выводу о необоснованном уменьшении налогоплательщиком ранее задекларированной суммы налога, вынес решение от 30.04.2003 о доначислении налога и пени за его несвоевременную уплату. Арбитражный суд посчитал, что поскольку уплаченная налогоплательщиком сумма налога перестала находиться в бюджете с 26.03.2003 в связи с ее возвратом по заявлению налогоплательщика, начисление пеней за период с 26.03.2003 по 30.04.2003 произведено налоговым органом правомерно. |
|
|