Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», то есть до 18 августа 1999 года. Упомянутая статья не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Следовательно, пени, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, а также с 1 января 1999 года по 18 августа 1999 года по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ и в Фонд социального страхования РФ, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки. |
Нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, а, следовательно, неправомерно начисление пеней на суммы неудержанных налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и уплате пеней, установленных ст. 75 НК РФ. |
Поскольку конкретная дата уплаты лицензионного сбора за право оптовой торговли винно-водочными изделиями Положением о порядке взимания сбора не установлена, следовательно, не могут быть исчислены пени за нарушение установленного законом обязательства по уплате налогов и сборов (ст. 75 НК РФ). |
Поскольку допущенная предпринимателем в платежном поручении ошибка в указании кода бюджетной классификации не повлекла зачисления в иной бюджет суммы налога, своевременно поступившей в областной бюджет, у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени. |
Доводы налогового органа о том, что установленный ст. 70 НК РФ срок направления требования не подлежат применению в отношении пеней, за исключением случаев направления требования об уплате пеней по результатам налоговой проверки, являются несостоятельными, поскольку противоречат налоговому законодательству. В ст. 69 НК РФ понятие «требование об уплате налога» определено следующим образом: это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Следовательно, под «требованием об уплате налога» в ст. 70 НК РФ понимается извещение об уплате недоимки и соответствующей суммы пеней. |
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности взыскания с налогоплательщика пени за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Начисление пеней по налогу на прибыль возможно только по итогам квартала. |
Налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию вместе с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика налоговым органом было принято решение о возврате излишне уплаченной суммы налога, которая была возвращена налогоплательщику 26.03.2003. В апреле 2003 года была проведена камеральная проверка уточненной декларации налогоплательщика, по результатам которой налоговый орган, придя к выводу о необоснованном уменьшении налогоплательщиком ранее задекларированной суммы налога, вынес решение от 30.04.2003 о доначислении налога и пени за его несвоевременную уплату. Арбитражный суд посчитал, что поскольку уплаченная налогоплательщиком сумма налога перестала находиться в бюджете с 26.03.2003 в связи с ее возвратом по заявлению налогоплательщика, начисление пеней за период с 26.03.2003 по 30.04.2003 произведено налоговым органом правомерно. |
Исходя из совокупности сроков, предусмотренных п. 3 ст. 48 и ст. 70 НК РФ, а также из того, что начисление пеней длится в течение определенного периода времени, взыскание пеней с налогоплательщика-предпринимателя может производиться налоговым органом только за девять месяцев, предшествующих дню направления в суд заявления о взыскании пеней (три месяца для направления требования и шесть месяцев для направления заявления в суд) плюс установленный срок для исполнения требования. |
В требование об уплате налога не могут включаться суммы ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых в течение отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев), поскольку они определяются расчетным путем. Кроме того, положениями ст. 75 НК РФ не предусматривается начисление пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей. |
Начисление пени по результатам выездной налоговой проверки на сумму недоимки, возникшей к началу периода проверки, является незаконным. |
|