Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС УО от 26.05.2008 № Ф09-3583/08-С3

Взыскивая с налогового органа проценты на сумму излишне взысканного штрафа, арбитражный суд отклонил довод на то, что положения ст. 79 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2007, не предусматривали начисление процентов на суммы несвоевременно возвращенных излишне взысканных штрафов.

 
Постановление ФАС УО от 26.05.2008 № Ф09-3661/08-С3

Удовлетворяя требования о взыскании процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней, арбитражный суд отклонил доводы инспекции о том, что проценты могут начисляться на суммы излишне взысканных налогов и пеней, подлежащих возврату, а не зачету, и поскольку суммы излишне взысканных налогов и пеней засчитывались в счет погашения задолженностей по налогам, то у налогоплательщика отсутствует право на взыскание процентов. Суд исходил из того, что в силу ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обращение налогоплательщика с заявлением о возврате излишне взысканных налогов и пеней не является обязательным условием для начисления процентов.

 
Постановление ФАС ЗСО от 03.03.2008 № Ф04-1427/2008(1537-А46-40)

Арбитражный суд пришел к выводу, что при неоднократном изменении волеизъявления налогоплательщика относительно способа компенсации излишне уплаченного налога (возврат или зачет), срок для возврата налога следует исчислять с момента подачи им первоначального, а не последнего заявления о возврате налога.

 
Постановление ФАС СКО от 19.03.2008 № Ф08-1201/08-439А

Оставляя без рассмотрения заявление налогоплательщика об обязании инспекции произвести возврат излишне уплаченных налогов, пени и штрафа, арбитражный суд исходил из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. Хотя ст. 78 НК РФ не регламентирует содержание заявления о зачете или возврате налога, вместе с тем оно должно содержать ряд сведений, необходимых для совершения указанных действий, в том числе указание на вид налогов и их размер. Поскольку заявление, направленное налоговому органу, таких сведений не содержало, суд пришел к выводу, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 78 НК РФ.

 
Постановление ФАС СЗО от 15.04.2008 № А56-9310/2007

Взыскивая с налогового органа предусмотренные ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканного налога, арбитражный суд отклонил доводы о том, что налогоплательщик не имеет права на их получение, так как своевременно не принял мер, направленных на предотвращение взыскания спорных сумм налогов, пеней и штрафов – не направил жалобу в вышестоящий налоговый орган, которая влечет приостановление взыскания начисленной недоимки, а также не заявил ходатайство о принятии обеспечительных мер при обращении в арбитражный суд. Как указал суд, согласно п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать способы защиты своего нарушенного права. Из положений гл. 8 «Обеспечительные меры арбитражного суда» АПК РФ лицо вправе, а не обязано заявить ходатайство о принятии обеспечительных мер. В то же время положения ст. 79 НК РФ, устанавливающей порядок и условия возврата излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафов, не ставит начисление процентов в зависимость от перечисленных налоговым органом обстоятельств. Право налогоплательщика на получение предусмотренных ст. 79 НК РФ обусловлено фактом незаконного взыскания налоговым органом налогов, пеней, штрафов.

 
Постановление ФАС СЗО от 17.04.2008 № А42-5484/2007

Взыскивая с налогового органа проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, арбитражный суд не согласился с доводами налогового органа о том, что исходя из положений ст. 88 и 100 НК РФ расчет процентов следует производить после истечения сроков на проведение камеральной проверки уточненной налоговой декларации, на получение уведомления о завершении проверки, на представление возражений, на рассмотрение материалов проверки, так как до этого права налогоплательщика не могли быть нарушены. Суд отметил, что порядок возврата излишне уплаченного налога предусмотрен ст. 78 НК РФ, а не ст. 88 и 100 НК РФ, поэтому при определении срока начисления процентов из него может быть исключен только трехмесячный период проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации и месячный срок, установленный для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога. Что касается направления налогоплательщику результатов проверки, представления им возражений и рассмотрения материалов проверки, то все эти действия должны быть совершены налоговым органом в течение трехмесячного срока проведения камеральной проверки.

 
Постановление ФАС СКО от 17.04.2008 № Ф08-1966/2008

Удовлетворяя требования налогоплательщика о возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога, арбитражный суд отклонил доводы налогового органа о том, что налогоплательщиком пропущен трехлетний срок на обращение в суд с указанным требованием. Как указал суд, дата составления акта сверки расчетов с бюджетом не может считаться моментом, с которого налогоплательщику стало известно об излишней уплате налога, если акт сверки был подписан налогоплательщиком с разногласиями по сумме переплаты. В связи с этим, по мнению суда, налогоплательщик не мог определить точную сумму его переплаты.

 
Постановление ФАС СКО от 17.04.2008 № Ф08-1849/2008

Суд пришел к выводу, что моментом, когда налогоплательщик узнал о наличии у него переплаты, с которого начинает исчисляться срок давности для возврата из бюджета излишне уплаченного налога в судебном порядке, может считаться день подачи уточненной налоговой декларации, где налогоплательщик заявил о применении налоговой льготы, в связи с которой возникла переплата.

 
Постановление ФАС ЗСО от 21.04.2008 № Ф04-1815/2008(2148-А03-15)

Признавая недействительным решение налогового органа о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет уплаты задолженности по пени, суд исходил из того, что проведение зачета фактически является принудительным взысканием, а не разновидностью (формой) уплаты налога. Налоговым органом не представлено доказательств направления налогоплательщику требования о погашении недоимки по пени, наличие которой явилось основанием для проведения зачета, не принималось решение о ее взыскании в бесспорном порядке. При этом срок, установленный для взыскания пени во внесудебном порядке, налоговым органом пропущен, а судебное решение о взыскании с налогоплательщика сумм пеней отсутствует.

 
Постановление ФАС ЗСО от 07.05.2008 № Ф04-2915/2008(4869-А46-37)

Предварительная подача налоговому органу заявления о возврате излишне взысканного налога не является обязательным условием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с требованием о возврате этого налога.

 

 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.