На сумму излишне взысканной пени начисляются проценты в соответствии со ст. 79 НК РФ. Довод налогового органа о том, что проценты должны начисляться только на сумму излишне взысканного налога, а не на сумму излишне взысканной пени, не основан на законе. |
Проценты за пользование бюджетными средствами, уплачиваемые в период реструктуризации задолженности по налогам и сборам, по своей сути близки к пеням, а потому правовое регулирование их возврата или зачета относится к сфере налоговых правоотношений. При этом контроль за своевременным и полным внесением процентов осуществляет налоговый орган, поэтому в данном случае применимы положения ст. 78 НК РФ с возложением обязанности произвести возврат излишне уплаченных процентов именно на налоговый орган. |
Зачет излишне уплаченного налога в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности перед бюджетом фактически означает принудительное изъятие у него денежных средств (имущества), то есть является одной из форм принудительного взыскания налоговых платежей, и должен производиться с соблюдением требований ст. 46–48 НК РФ. |
Сумма пеней, самостоятельно уплаченная налогоплательщиком на основании выставленного налоговым органом требования, впоследствии признанного недействительным в связи с нарушением инспекцией срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, является излишне взысканной и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 79 НК РФ (с начислением процентов). |
Поскольку в силу ст. 78 НК РФ и ст. 176 НК РФ налоговый орган был обязан самостоятельно произвести зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты по НДС в счет возникшей у него недоимки, то у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени за период с момента возникновения недоимки и до момента фактического осуществления зачета. |
Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога на прибыль направляется в налоговый орган по месту нахождения организации-налогоплательщика, а не по месту нахождения ее филиала, независимо от того, где возникла переплата, поскольку именно в данный налоговый орган налогоплательщик представляет декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям и именно данный налоговый орган обладает всеми сведениями для проведения зачета или возврата. |
Действия налоговой инспекции, в которой налогоплательщик ранее состоял на учете, по зачету переплаченного налога на содержание жилищного фонда в счет недоимки по другим налогам, являются неправомерными, поскольку с момента получения налогоплательщиком свидетельства о постановке на учет в межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в качестве крупнейшего налогоплательщика он находится на налоговом учете в указанной инспекции и, следовательно, только она может произвести зачет. |
Из положений Таможенного кодекса РФ следует, что товар облагается таможенными пошлинами и налогами только при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, то есть однократно. При оформлении ввезенного товара в таможенный режим «Выпуск в свободное обращение» налогоплательщик уплатил таможенные пошлины и НДС. Таможенным органом было необоснованно отказано в возврате периодических таможенных платежей, уплаченных в период действия таможенного режима «временный ввоз», поскольку повторное взыскание с налогоплательщика уплаченных таможенных платежей действующим таможенным и налоговым законодательством не предусмотрено. При этом возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляет таможенный орган, на счета которого эти суммы уплачивались. |
Из содержания ст. 78 НК РФ следует, что налоговый орган вправе производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу без соответствующего заявления налогоплательщика. |
Из содержания п. 5 ст. 78 НК РФ следует, что налоговые органы имеют право самостоятельно производить зачет излишне уплаченной суммы налога лишь в случае, если имеется недоимка по налогам. На погашение задолженности по пеням сумма излишне уплаченного налога может быть направлена только при наличии заявления налогоплательщика и отсутствии недоимки по налогам. |
|
|