Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Указанный срок не является пресекательным, однако его пропуск налоговым органом не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскания налога и пени. |
Требование об уплате налога представляет собой процесс досудебного урегулирования спора. Досудебный порядок урегулирования споров не считается соблюденным, если требование об уплате налогов не содержит указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени. |
Налоговым органом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку в требовании об уплате недоимки не содержится сведений о сроке исполнения требования и подробные данные об основаниях взимания налога, поэтому заявление налогового органа о взыскании недоимки оставлено судом без рассмотрения. |
Суд отказал налоговой инспекции в удовлетворении требований о взыскании суммы налога в части, соответствующей имеющейся у налогоплательщика переплате по данному налогу. Из анализа норм ст. 78 НК РФ следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты недоимки и пени по тому же налогу и без заявления налогоплательщика. Таким образом, ссылки налоговой инспекции на невозможность проведения зачета суммы переплаты по налогу в счет задолженности по данному налогу не основаны на нормах налогового законодательства. |
В случае если налоговый орган не направлял налогоплательщику требование об уплате налога, то срок давности обращения в суд за взысканием суммы недоимки начинает исчисляться по истечении трехмесячного срока, предусмотренного ст. 70 НК РФ для выставления налогоплательщику требования об уплате налога. |
Отсутствие в Налоговом кодексе РФ нормы прямого действия, устанавливающей сроки взыскания недоимок по налогам, не означает возможности их бессрочного взыскания. При определении предельных сроков взыскания недоимок по налогам необходимо учитывать совокупность сроков, установленных ст. 70 и 48 НК РФ, в толковании, которое дается в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. |
Нормами действующего законодательства о налогах и сборах не предусмотрено приостановление течения срока давности взыскания налога (п. 3 ст. 48 НК РФ) в связи с обжалованием налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) ненормативных актов налоговых органов в судебном порядке. |
Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания с налогового агента сумм налогов, не удержанных с налогоплательщика, и пеней за их несвоевременную уплату. |
Налоговое законодательство, действовавшее в 2000 году, не предусматривало ответственности для российских предприятий за нарушение порядка удержания и перечисления НДС в виде взыскания с российского налогоплательщика суммы налога, подлежащего перечислению за иностранное юридическое лицо. Суммы неудержанного НДС за иностранное предприятие не являются недоимкой и пеней российского налогоплательщика, следовательно, их взыскание налоговой инспекцией в бесспорном порядке неправомерно. |
С направлением требования об уплате налогов и пени закон связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные сроки. Поэтому неоднократное направление налогоплательщику требований за один и тот же налоговый период и по одним и тем же налогам позволяет взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что является нарушением законодательства, а также нарушает законные права налогоплательщика. |
|
|