Вынесение судом решения о признании недействительным решения налогового органа, частичная уплата налогоплательщиком налога, начисление налоговым органом пеней за период после направления требования об уплате налога и пеней не являются обстоятельствами, при наличии которых налогоплательщику может быть направлено уточненное требование, предусмотренное ст. 71 НК РФ. |
В соответствии со ст. 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование. При этом вынесение судом решения, которым была уменьшена задолженность налогоплательщика перед бюджетом, не является обстоятельством, изменяющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов, поскольку суд лишь устанавливает реальный размер задолженности налогоплательщика перед бюджетом, а не изменяет ее. В связи с этим судебное решение не может служить основанием для выставления уточненного требования. |
По итогам камеральной проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате земельного налога. Ввиду того, что решение, на основании которого было выставлено требование, было признано арбитражным судом недействительным, налоговый орган принял решение о возврате налогоплательщику излишне взысканного налога. Однако после отмены судом кассационной инстанции ранее принятых актов, налоговый орган вновь выставил требование об уплате спорной суммы. При таких обстоятельствах выставленное налоговым органом на основании судебного акта кассационной инстанции требование в силу ст. 71 НК РФ является уточненным, а не повторным.
Налоговый кодекс РФ, в частности, ст. 71 НК РФ, не содержит сроков направления уточненного требования во исполнение судебного акта. Применив в соответствии с п. 6 ст. 13 АПК РФ аналогию права, исходя из положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 16 АПК РФ о том, что судебные акты подлежат обязательному исполнению, суд пришел к выводу, что налоговым органом данные сроки не нарушены (задолженность за 2000-2002 годы, решение по результатам проверки и первоначальное требование – 23.09.2003, постановление кассационной инстанции – 01.04.2004, уточненное требование – 21.04.2004). |
Налоговый орган в 2000 году в срок, установленный ст. 46 НК РФ, вынес решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика. На момент вынесения данного решения налоговый орган располагал информацией об имеющихся у налогоплательщика расчетных счетах, однако инкассовые поручения в 2000 году не выставлял. Поскольку инкассовые поручения о взыскании налога были выставлены налоговым органом только в 2003 году, суд признал их не подлежащими исполнению как выставленные с нарушением срока, установленного ст. 46 НК РФ, указав, что взыскание налога, исходя из положений данной правовой нормы, производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Данный вывод также согласуется с п. 11 приказа МНС России от 02.04.2003 № БГ-3-29/159 , которым установлено, что инкассовое поручение направляется в банк одновременно с вынесением решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика. |
Налоговая инспекция не вправе вынести решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в отношении его филиала или иного обособленного подразделения. Такое решение может быть принято только в отношении самого налогоплательщика. |
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. При нарушении налогоплательщиком установленного срока представления налоговой декларации налоговый орган имеет право в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации провести камеральную проверку и в этот же срок направить налогоплательщику требование об уплате налога. При ином толковании указанных правовых норм в случае длительного нарушения налогоплательщиком срока представления налоговой декларации налоговый орган может быть лишен возможности принудительного взыскания сумм задолженности по налогам. |
Требование об уплате налога и пени, которое не содержит данных о сроках уплаты налогов и взносов, периоде, за который начислены пени, и их ставке, признано судом недействительным как не соответствующее положениям ст. 69 НК РФ. |
В случае отмены решения о реструктуризации и восстановления суммы реструктуризированной недоимки налоговый орган вправе выставить требование об уплате этой суммы налога и пеней за весь период существования недоимки, включая период реструктуризации. Срок взыскания недоимки и пеней, предусмотренный ст. 46 НК РФ, при этом исчисляется без учета периода реструктуризации. |
Несоблюдение положений п. 4 ст. 69 НК РФ не является безусловным основанием для признания недействительным требования налогового органа при наличии имеющейся у Общества задолженности по налогам и пеням. |
тсутствие в требовании о взыскании пени за просрочку уплаты налога указаний на периоды, за которые начислены пени, расчетов пеней по налогам и их ставок, сумм недоимок, на которые начислены пени, то есть данных, позволяющих проверить обоснованность начисления спорной суммы пени, является основанием для признания его незаконным. |
|