Поскольку бюджетным или иным законодательством не предусмотрен иной механизм, кроме судебного, для взыскания процентов за пользование бюджетными средствами в связи с реструктуризацией задолженности по региональным налогам и сборам, то налоговые органы как участники бюджетного процесса вправе осуществлять взыскание таких процентов только в судебном порядке. |
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 не предусматривается начисление процентов на суммы реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль. |
Проценты за пользование бюджетными средствами в период действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, начисленным пеням и штрафам подлежат взысканию в том же порядке, что и неуплаченные налоги и пени. |
1. Суд пришел к выводу о том, что организация нарушила порядок и условия реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды, уплатив платежи по реструктурированной задолженности за IV квартал 2006 года 16.01.2007. При этом судом были отклонены доводы о том, что графики погашения задолженности по страховым взносам не содержат конкретной даты уплаты задолженности по отчетным периодам, в связи с чем задолженность по уплате страховых взносов подлежала погашению в сроки, установленные ст. 243 НК РФ, то есть до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Как указал суд, согласно графикам погашения задолженности по страховым взносам платежи подлежали уплате за I квартал 2002 года – IV квартал 2006 года. Таким образом, ежеквартальные платежи, установленные графиками погашения задолженности, должны производиться до окончания соответствующего квартала.
2. Признавая недействительным решение налогового органа об отмене решения о реструктуризации кредиторской задолженности организации в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с нарушением графика погашения задолженности, суд исходил из того, что на момент истечения срока уплаты установленных графиком платежей у организации имелась переплата во внебюджетные фонды, значительно превышающая суммы задолженности, подлежащей уплате в соответствии с графиками, установленными решением о реструктуризации. В силу п. 5 ст. 78 НК РФ налоговый орган должен был самостоятельно произвести зачет суммы излишне уплаченного налога и суммы задолженности по реструктуризации. |
На основании постановления Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 суд пришел к выводу, что по факту включения налогоплательщика в Реестр головных исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994–1999 годов у него возникает право на списание задолженности по пеням, а у налогового органа – обязанность произвести ее списание. При этом при списании задолженности по пеням в полномочия налоговых органов не входит проверка наличия причинно-следственной связи между недофинансированием работ по государственному оборонному заказу 1994–1999 годов и допущенными организацией нарушениями сроков уплаты налогов. Суд отклонил довод налогового органа о том, что пени по единому социальному налогу, введенному в действие с 2001 года, не подлежат списанию на основании постановлению № 251, поскольку и в постановления № 251, и в Федеральном законе от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» отсутствуют нормы, устанавливающие, что порядок списания задолженности распространяется исключительно на пени, начисленные на налоговые платежи, подлежащие уплате в 1994–1999 годах. |
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в реструктуризации задолженности по уплате страховых взносов на ОПС и пеней по ним. По мнению налогоплательщика, поскольку постановлением Правительства РФ ему было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности, налоговый орган должен был принять соответствующее решение. По мнению инспекции, ст. 25 Федерального закона № 167-ФЗ возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС. Суд удовлетворил требование предприятия, указав на противоречие доводов инспекции ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ и Порядку проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699. |
Отказывая во взыскании с налогоплательщика процентов за пользование бюджетными средствами по реструктуризации, арбитражный суд пришел к выводу о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд. Так как постановлением Правительства РФ от 30.09.1999 № 1002 порядок взыскания сумм реструктурированной задолженности и процентов по ней не предусмотрен, то, по мнению суда, налоговые органы должны руководствоваться соответствующими нормами Налогового кодекса РФ. Таким образом, срок для направления требования, установленный ст. 70 НК РФ, а также срок на обращение в суд за взысканием недоимки по налогам, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, подлежат применению также при взыскании с налогоплательщика процентов за пользование бюджетными средствами по реструктуризации. При этом срок на направление налоговым органом соответствующего требования исчисляется со дня принятия решения о прекращении действия реструктуризации в отношении налогоплательщика. |
Порядком проведения реструктуризации не предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль. |
Налоговый орган не вправе в одностороннем порядке менять решение о реструктуризации задолженности, в частности переносить сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль из графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в график погашения задолженности по налогам. |
Удовлетворяя требование налогоплательщика об обязании налогового органа провести списание 50 процентов суммы задолженности по пеням и штрафам, суд отклонил довод налогового органа о том, что до принятия Правительством РФ постановления от 06.04.2005 № 184 не был определен орган, уполномоченный производить списания реструктурированной задолженности. При этом суд указал, что ответственность за отсутствие в течение двух лет внутреннего порядка списания сумм задолженности не может быть возложена на налогоплательщика, выполнившего весь перечень условий, необходимых для списания 50 процентов суммы задолженности по пеням и штрафам. |
|