Отношения по реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам регулируются не налоговым, а бюджетным законодательством. В связи с этим вывод об отсутствии у налогового органа, выступающего в данном случае в качестве органа исполнительной власти, на который специальными нормативными актами возложена обязанность по проведению предусмотренной бюджетным законодательством реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, пеням и штрафам, права на внесение изменений в принятые налоговыми органами решения, при наличии в этих решениях положений, не основанных на действующем законодательстве, является ошибочным. Наличие такого права у территориального налогового органа, где налогоплательщик состоит на налоговом учете, следует из положений п. 2 постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002, приказа МНС РФ от 10.08.2001 № БГ-3-08/280, ст. 11 НК РФ. |
Дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и задолженность по указанным платежам должна включаться в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль, а не списываться в составе пени и штрафов. |
Довод налогового органа о том, что предприятие не имеет права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам по подоходному налогу, так как является налоговым агентом, а не налогоплательщиком, несостоятелен. В Постановлении Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 не содержится ограничений права налогоплательщиков на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам по подоходному налогу. Каких-либо иных оснований для отказа налогоплательщику в предоставлении права на реструктуризацию пеней и штрафов по подоходному налогу инспекция не указывала. |
Так как налоговые органы не вправе вносить изменения в соглашения о реструктуризации задолженности, у налогового органа не было оснований для исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включения их в состав реструктурированной задолженности по налогам и сборам. Следовательно, у налогового органа не было оснований для начисления процентов на дополнительные платежи, а уплаченные налогоплательщиком проценты подлежат возврату в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. |
Довод инспекции о том, что порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002, не распространяется на задолженность по налогу на доходы физических лиц, признан судом неправомерным, поскольку норма о неприменении установленного постановлением № 1002 порядка проведения реструктуризации к иным видам налогов, в том числе к НДФЛ, и невозможности его применения к налоговым агентам отсутствует. |
Налоговый орган не имеет права корректировать график погашения реструктурируемой задолженности, включая в него сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, а также начислять проценты на сумму такой задолженности. |
Из определения Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 № 225-О не следует, что сумма процентов, начисляемая на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относится к основной задолженности по налогам и сборам. Следовательно, после досрочного погашения задолженности по налогам график реструктуризации задолженности должен быть исполнен налоговым органом в полном объеме, в том числе в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль. |
Поскольку дополнительные платежи ни к налогам, ни к штрафам, ни к пеням не относятся, а являются компенсацией недополученных бюджетом сумм налога на прибыль, находившихся в распоряжении налогоплательщика, включение задолженности по дополнительным платежам в состав реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам не влечет возникновения у налогоплательщика права на списание указанной задолженности, а уплаченные налогоплательщиком в процессе реструктуризации дополнительные платежи излишне уплаченными не являются и возврату не подлежат. |
Так как в соответствии с решением о реструктуризации задолженности, принятым на основании соглашения сторон, дополнительные платежи по налогу на прибыль были включены в состав задолженности по налогам, и указанное решение было полностью исполнено налогоплательщиком, проценты, начисленные на сумму дополнительных платежей, не могут рассматриваться в качестве излишне уплаченных и не подлежат возврату налогоплательщику. |
Принятие налоговым органом решения об изменении утвержденного ранее графика погашения задолженности и перенесении суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам в сумму задолженности по налогам не может расцениваться как устранение налоговым органом ошибки, допущенной при принятии первоначального решения о реструктуризации. В период принятия налоговой инспекцией решения о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа. Из определений КС РФ от 13.11.2001 № 225-О и от 10.01.2002 № 5-О также не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относятся к основной задолженности по налогам и сборам. Таким образом, отнесение суммы таких процентов к сумме основной задолженности признать правомерным нельзя. Кроме того, увеличение платежей в графике погашения задолженности существенно нарушает права и законные интересы общества, согласившегося на определенные условия ее погашения. |
|