В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» реструктуризация задолженности по начисленным пеням и штрафам проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налогового органа по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления. По смыслу указанной нормы, а также ст. 104 и 114 НК РФ внесение сумм налоговых санкций в реструктуризацию и погашение задолженности по штрафам в порядке, установленном вышеназванным постановлением, свидетельствуют о добровольном исполнении обязанности налогоплательщика по уплате налоговых санкций и исключают возможность взыскания их в судебном порядке. |
На сумму реструктуризированной задолженности по налогам начисляются проценты за пользование бюджетными средствами. В том случае, если указанные проценты не уплачиваются налогоплательщиком добровольно, они взыскиваются налоговым органом в судебном порядке. Порядок бесспорного взыскания, установленный ст. 46, 70 НК РФ, в данном случае неприменим, так как проценты за пользование бюджетными средствами в силу ст. 8 и 75 НК РФ не являются ни налогом, ни сбором, ни пеней. |
Довод налогового органа о том, что Постановление Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 «О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годы, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды» не применяется в отношении задолженности предприятия – налогового агента по удержанному, но не перечисленному в бюджет подоходному налогу, является несостоятельным. Поскольку образовавшаяся у предприятия задолженность по уплате подоходного налога (пени) в качестве налогового агента связана с выполнением предприятием государственного оборонного заказа, сумма пени подлежит списанию. |
Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль подлежат исключению из графиков погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и включению в состав реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам. |
Действие Постановления Администрации Кемеровской области № 96 от 24.07.2002, отменяющего постановление от 10.04.2002 № 42 «О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам», может быть распространено лишь на будущее время, после вступления его в законную силу. Данное Постановление не может являться основанием для отмены реструктуризации задолженности налогоплательщика. |
В перечне оснований прекращения обязанности по уплате налога или сбора, предусмотренных п. 3 ст. 44 НК РФ, отсутствует такое основание, как истечение сроков взыскания налоговым органом в принудительном порядке признанной налогоплательщиком и уплачиваемой им в порядке реструктуризации задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. |
1. При утрате предприятием права на реструктуризацию задолженности налоговые органы принимают все предусмотренные действующим законодательством меры по взысканию задолженности, включая инициирование процедуры банкротства в суде. Однако это не означает, что налоговый орган не должен доказывать обоснованность своих действий по взысканию восстановленной задолженности с учетом положений ст. 46, 47 НК РФ. Иное означало бы создание неравных условий для налогоплательщиков, одни из которых, используя пропуск налоговыми органами сроков принудительного взыскания налога, самостоятельно налоги не уплачивают, другие, несмотря на пропуск сроков принудительного взыскания задолженности, принимают меры к ее погашению, в том числе путем реструктуризации.
2. Суд отклонил довод налогового органа о том, что нормы Налогового кодекса РФ неприменимы к обязательствам по уплате налогов (сборов), возникшим до его вступления в силу. Применив положения п. 3 ст. 5 НК РФ, суд пришел к выводу, что к порядку взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, действовавшие в период вынесения оспариваемого постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, поскольку акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. |
Изменение позиции МНС РФ по вопросу отражения дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе реструктурируемой задолженности налогоплательщиков в силу ст. 4 НК РФ не является основанием для восстановления налоговым органом задолженности налогоплательщика по дополнительным платежам, ранее списанной в составе задолженности по пеням и штрафам. |
Налоговый орган не вправе проводить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения реструктурированной задолженности по пеням, срок уплаты которой на момент проведения зачета не наступил. |
Исходя из смысла п. 7 постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002, ст. 11, 46, 47, 59, 61, 69, 70 НК РФ основанием для отмены соглашения о реструктуризации является наличие недоимок перед бюджетом, возникших в период действия решения о реструктуризации, обязанность по уплате которых наступила в период действия решения. Следовательно, наличие у налогоплательщика задолженности по налогам, образовавшейся в предыдущие периоды (до принятия решения о реструктуризации), не может служить основанием для отмены налоговым органом решения о реструктуризации, поскольку такая задолженность не является текущей. |
|