Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику, которым обособленное подразделение не является. Исходя из ч. 2 ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, однако не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц. |
Судом признано недействительным требование инспекции об уплате НДС и пени, направленное в адрес общества, в связи с существенным нарушением положений п. 4 ст. 69 НК РФ при его оформлении, поскольку в оспариваемом требовании отсутствует указание как на ставку рефинансирования Банка России, по которой производится начисление пени, так и на дату, с которой осуществляется начисление пени; кроме того, в требовании в графе «Недоимка, рублей» показатели отсутствуют, в то время как в соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. |
Суд признал отсутствие следующих данных существенным недостатком в оформлении требования об уплате пеней: о дате образования недоимок, на которые начислены пени, основаниях их возникновения и размере; об установленных сроках их уплаты; о дате погашения недоимок (в случае полной или частичной уплаты налога); о периодах просрочки, за которые начислены пени; о размерах примененных ставок пеней. Данные недостатки стали основанием для признания требования налогового органа недействительным. |
Суд признал недействительным требование об уплате задолженности по пеням, направленное в адрес налогоплательщика, в связи с существенным нарушением инспекцией положений п. 4 ст. 69 НК РФ при его оформлении, поскольку спорное требование не содержало сведений, позволяющих налогоплательщику проверить обоснованность начисления пеней по налогу на прибыль, а именно размер недоимки, на которую данные пени начислены, дату, с которой произошло их начисление, и ставку пени. Кроме того, суд указал на пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате пени, поскольку, исходя из положений ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения. |
В направляемом налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер пени, а также дата, с которой пени начисляются, ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности расчета, произведенного налоговым органом, в противном случае требование может быть признано недействительным. |
Налоговый орган неправомерно направил налоговому агенту требование об уплате налога на доходы физических лиц и пени, так как уплата налога за счет средств налогового агента не допускается, за исключением случаев, когда средства налогоплательщика были удержаны, но не перечислены в бюджет. |
Круг сведений, которые должны содержаться в требовании об уплате налога и сбора, установлен законом*, при отсутствии хотя бы одного из них требование не будет соответствовать нормам Налогового кодекса РФ. Поскольку требование об уплате пеней не содержит сведений о периоде их начисления и сумме недоимки, то данное требование является недействительным, так же как и решение о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банке.
_________
Пункт 19 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». |
Суд признал несостоятельным довод налогового органа о том, что поскольку лесхоз является государственным учреждением, имеет счета в органах Федерального казначейства и налоговый орган не вправе взыскивать с него денежные средства в порядке ст. 46 НК РФ, а также обращать взыскание на имущество в рамках ст. 47 НК РФ, то при определении срока исковой давности взыскания недоимки и пени по НДС следует руководствоваться общим трехлетним сроком, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. В отношении бюджетной организации применяется тот же порядок исчисления срока для обращения налогового органа в суд, что и для остальных юридических лиц. Общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством, не могут применяться в публичных правоотношениях в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ. Кроме того, использование в отношении бюджетных организаций трехлетнего срока давности взыскания налогов и пеней нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, изложенные в ст. 3 НК РФ, и ставит такие учреждения в неравное положение с другими налогоплательщиками. |
Признавая недействительным направленное налогоплательщику требование налогового органа об уплате налога на имущество, суд исходил из того, что указанное требование содержит незаверенные приписки и исправления чернилами в коде бюджетной классификации и в сумме налога, что позволяет судить о недостоверности изложенной в требовании информации. |
Реорганизация юридического лица не является основанием для повторного направления правопреемнику требований об уплате пеней, поскольку принятые в отношении реорганизуемого лица ненормативные акты (требование об уплате пеней, решение о взыскании) распространяются на правопреемника в силу правопреемства. |
|