Формальные нарушения требований п. 4 ст. 69 НК РФ (отсутствие указания на размер задолженности по налогам (сборам), на которую начислены пени, при условии, что задолженность признана налогоплательщиком) сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным. Требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права. |
Требование может быть признано недействительным, только если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), пеней или составлено с существенными нарушениями ст. 69 НК РФ. В данном случае существенным нарушением ст. 69 НК РФ судом было признано отсутствие в требовании об уплате пеней указаний на суммы недоимок по налогам, периоды возникновения недоимок, а также периоды, за которые начислены пени, ставки пеней. |
Несмотря на то что инкассовое поручение выставляется на основании решения о взыскании налога (пени), это не означает, что даты принятия налоговым органом решения о взыскании и направления в банк инкассового поручения должны совпадать. Последствия направления в банк инкассового поручения позднее даты вынесения налоговым органом решения о взыскании законодательством не установлены. Следовательно, если налоговый орган своевременно принял решение о списании денежных средств со счета налогоплательщика, то направленное в банк на основе такого решения инкассовое поручение на перечисление налога в бюджет подлежит исполнению, даже если это инкассовое поручение направлено налоговым органом в банк за пределами срока для принятия решения о взыскании. |
Законодательство о налогах и сборах связывает осуществление мер принудительного взыскания недоимки по налогам и начисленных пеней с направлением налоговым органом и получением налогоплательщиком требования об уплате налога, а предусмотренные законом пресекательные сроки на их бесспорное взыскание – с установленным в требовании сроком его добровольного исполнения. Таким образом, у налогового органа отсутствуют правовые основания для перехода к последующим налоговым процедурам принудительного взыскания с налогоплательщика сумм налогов и пеней в бесспорном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, находящиеся в банках, и приостановления операций на его счетах, если налоговым органом в установленный законодательством о налогах и сборах срок и в установленном порядке не было направлено налогоплательщику требование об уплате налога. |
Направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате недоимки при отсутствии у налогоплательщика задолженности является основанием для признания такого требования недействительным. |
Отсутствие в требовании об уплате налога суммы недоимки, на которую начислены пени, даты, с которой начислялись пени, и ставки пеней является существенным нарушением порядка оформления требования, что служит основанием для признания такого требования недействительным. |
Взыскание недоимки по налогам и сборам с бюджетных счетов, а также за счет имущества получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом РФ не предусмотрено и, соответственно, может быть реализовано только в судебном порядке. При этом шестимесячный срок для обращения в суд за взысканием сумм недоимки по налогам и пени следует исчислять с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. |
Налоговый орган вынес решение о доначислении налога и инициировал процедуру взыскания недоимки (выставил требование, вынес решение о взыскании, выставил инкассовое поручение). В дальнейшем налоговый орган обратился в суд за взысканием недоимки. Удовлетворяя требование налогового органа, суд указал, что налоговым органом не нарушен срок для обращения в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, поскольку после выставления инкассового поручения вступило в законную силу решение арбитражного суда о признании недействительным решения о доначислении налога, отмененное в дальнейшем кассационной инстанцией, т.е. с момента выставления требования был период времени в течение которого у налогового органа не было законных оснований для обращения в суд, так как решение о доначислении налога в силу судебного акта считалось недействительным. Таким образом, период, в течение которого у налогового органа отсутствовали законные основания для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога и пеней в связи с признанием судом вынесенного налоговым органом решения незаконным, должен быть исключен из шестимесячного срока применительно к п. 3 и 11 ст. 48 НК РФ. |
При доначислении налога и наличии у налогоплательщика переплаты по этому же налогу или иным налогам, зачисляемым в тот же бюджет, налоговый орган не вправе предлагать налогоплательщику уплатить доначисленный налог, а обязан самостоятельно произвести зачет. |
В соответствии со ст. 71 НК РФ уточненное требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику только в том случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов изменилась после направления первоначального требования об уплате налога. Ни одна норма законодательства о налогах и сборах не предусматривает такого основания возникновения или изменения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, как судебный акт. Следовательно, после вынесения судом решения о признании частично недействительным решения налогового органа, принятого по результатам проверки, обязанность налогоплательщика по уплате налогов не возникла и не изменилась, а была восстановлена (продолжена). Если ранее налоговой инспекцией уже направлялось требование об уплате сумм налогов и пеней, доначисленных по итогам проверки, то требования, выставленные налоговым органом на часть этих сумм налогов и пеней, доначисление которых было признано судом обоснованным, являются по отношению к первоначальному требованию повторными, а не уточненными. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы налога, так как оно является самостоятельной стадией в процедуре принудительного взыскания налога. Восстановление или продление установленных законом пресекательных сроков этой процедуры, в том числе путем направления налоговым органом нового требования на те же суммы, является недопустимым. |
|