Вывод суда о том, что переоформление инкассовых поручений не является нарушением положений п. 3 ст. 46 НК РФ в случае, если отзыв неисполненных инкассовых поручений не был связан с отказом от бесспорного списания задолженности, является ошибочным. Из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что определенный в нем шестидесятидневный срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого во внесудебном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Таким образом, направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, независимо от причин его пропуска является недопустимым. |
Неуказание в требовании об уплате пени суммы недоимки, на которую эти пени начислены, лишает налогоплательщика возможности проверить правильность начисления пеней и свидетельствует о несоответствии требования положениям ст. 69 НК РФ. |
Суд признал правомерным взыскание налога за счет имущества налогоплательщика, поскольку налоговое законодательство не предусматривает обязательного наличия у инспекции на момент вынесения постановления о взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика письменного ответа банка об отсутствии (или недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика в банке, а налогоплательщик не представил доказательств наличия на его расчетных счетах денежных средств, которые могли быть направлены на уплату налогов. |
Признавая недействительными решение инспекции о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках; решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке; а также решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, суд исходил из того, что требование об уплате налога было направлено инспекцией в адрес налогоплательщика в последний день срока его исполнения и получено налогоплательщиком тогда, когда срок исполнения требования уже истек. Таким образом, налогоплательщик был лишен возможности добровольно исполнить направленное ему требования до принятия инспекцией мер по бесспорному взысканию указанных в требовании сумм налога и пени. |
Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности по пеням и штрафам не является основанием, достаточным для признания задолженности безнадежной к взысканию, поскольку такое основание не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». |
Поскольку обязанность по уплате авансовых платежей по земельному налогу и налогу на имущество предусмотрена действующим законодательством о налогах и сборах, судами сделаны выводы о законности направления налоговым органом учреждению требования об уплате авансовых платежей по этим налогам. |
Суд признал неправомерным перевыставление налоговым органом инкассовых поручений к вновь открытому расчетному счету налогоплательщика в банке в связи с закрытием счета, к которому они были ранее предъявлены, отклонив довод инспекции о том, что законодательство о налогах и сборах (ст. 44–46, 69, 70 НК РФ) не содержит запрета на выставление инкассовых поручений взамен ранее выставленных. Как указал суд, взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках согласно ст. 46 НК РФ предполагает выполнение взаимосвязанных действий: направления требования, вынесения решения, направления инкассовых поручений; при этом необходимым условием реализации принудительного взыскания является соблюдение установленных сроков. К моменту предъявления инспекцией инкассовых поручений к вновь открытому расчетному счету налогоплательщика предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок уже истек. |
Выписки из лицевого счета налогоплательщика в рамках ст. 68 АПК РФ не могут быть отнесены к допустимым доказательствам наличия (либо отсутствия) у последнего указанных в требовании сумм недоимки по налогам, поскольку в соответствии с законодательством о налогах и сборах не являются правообразующим документом для возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства. Такими доказательствами являются налоговые декларации, по которым наступил срок уплаты налога согласно ст. 80 НК РФ. |
Предусмотренное п. 6 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» право налоговых органов приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, после 01.01.1999 не может быть реализовано налоговыми органами, как противоречащее части первой Налогового кодекса РФ. |
До 2007 года Налоговым кодексом РФ не было предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Следовательно, налоговым органам не предоставлено право на такое взыскание и данное право может быть реализовано только в судебном порядке. |
|
|