Налоговое законодательство не предоставляет право налоговому органу выставлять повторные или сводные требования об уплате налога, тем самым увеличивая сроки взыскания недоимки по налогу. |
Неполное отражение в представленных налоговых декларациях оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также непредставление документов, подтверждающих налоговые вычеты, в соответствии со ст. 76 НК РФ не может являться основанием для вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации в банке. |
Поскольку в соответствии с бюджетным законодательством для уплаты налогов бюджетным учреждением предусмотрено использование лишь лицевых (бюджетных) счетов, открываемых в Федеральном казначействе, общий бесспорный порядок взыскания налога и выставление инкассовых поручений на безакцептное его списание налоговым органом с бюджетного учреждения являются незаконными. Данный вывод подтверждается новой редакцией п. 2 ст. 45 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007, которая прямо исключает внесудебную процедуру взыскания задолженности по налогам с бюджетных учреждений. |
Федеральным законом от 04.11.2005 № 137-ФЗ было установлено, что с 01.01.2006 взыскание налога, пеней и штрафов с индивидуальных предпринимателей производится инспекцией во внесудебном порядке. Однако, если инспекция утратит возможность взыскания недоимки и пеней во внесудебном порядке в связи с истечением 60-дневного срока для принятия решения, она вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и соответствующих сумм пеней. |
Установленный п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании недоимки с юридического лица является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. Поэтому являются ошибочными выводы о том, что с учетом универсальности воли законодателя и системного толкования положений норм ст. 23, 78, 87, 113 НК РФ срок давности взыскания задолженности по налогам (сборам) и пеней определен в три года, в течение которых налоговый орган вправе обратиться в суд. |
Налоговые органы не вправе взыскивать задолженность по налогам, возникшую за пределами установленного п. 1 ст. 87 НК РФ трехлетнего срока на проведение выездной налоговой проверки. Как следует из положений подп. 2 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 87, п. 2 и 3 ст. 100 НК РФ, за пределами указанного трехлетнего срока налоговый орган лишен возможности сбора, фиксации и представления в суд доказательств, относящихся к более ранним периодам деятельности налогового агента, и, соответственно, ограничен в праве взыскания задолженности по налогам, относящейся к этим периодам деятельности. |
Признавая незаконными действия налогового органа по выставлению инкассового поручения в связи с пропуском срока, арбитражный суд отклонил доводы о том, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает ни порядка, ни срока выставления и направления налоговым органом инкассовых поручений в банк, а следовательно, не связывает право налогового органа на выставление инкассовых поручений на списание в бесспорном порядке с расчетных счетов налогоплательщика денежных средств в погашение сумм недоимки с какими-либо сроками. Суд пришел к выводу о том, что инспекция должна выставить инкассовое поручение к расчетному счету на перечисление налога в бюджет в течение установленного п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневного срока для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика. |
Суд признал незаконным вынесенное решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, поскольку налоговый орган направил требование об уплате задолженности не налогоплательщику – юридическому лицу, а его обособленному подразделению. |
На основании решения, вынесенного по итогам проведенной проверки, налогоплательщику было выставлено требование, вследствие неисполнения которого предъявлено инкассовое поручение. В связи с изменением обязанности налогоплательщика требование было налоговым органом отозвано, и вместо него выставлено другое требование с измененной суммой недоимки. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением об обязании налогового органа отозвать инкассовые поручения. Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходил из того, что решение инспекции о взыскании налога за счет имущества выставлено на основании отозванного требования. |
В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ оформление результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, не завершенных до 01.01.2007, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ. Суд пришел к выводу, что порядок выставления требования относится к процедуре «оформления результатов налоговых проверок». Следовательно, во исполнение решения, принятого по результатам проверки, начавшейся до 2007 года, требование об уплате налога выставляется в 10-дневный срок с момента принятия такого решения (ст. 70 в редакции 2006 года), а не с момента вступления решения в силу (ст. 70 в редакции 2007 года). |
|