Неоднократное направление налогоплательщику требований об уплате налогов, пеней и штрафа за одно и то же правонарушение и за один и тот же налоговый период не только влечет изменение установленных ст. 70 НК РФ сроков направления требования об уплате налогов, пеней и штрафа, но и позволяет в нарушение закона взыскать налоги, пени и штрафы, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен. |
Признавая недействительным решение налогового органа о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам и пени, арбитражный суд исходил из нарушения установленного Налоговым кодексом РФ порядка бесспорного взыскания сумм налогов, поскольку требования об уплате задолженности, в связи с неисполнением которых было принято оспариваемое решение, в нарушение п. 5 ст. 69 НК РФ направлены налоговым органом не налогоплательщику – юридическому лицу, а его обособленному подразделению. Филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, однако не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц. |
Дополнительные платежи по налогу на прибыль являются неналоговым платежом, поэтому у налогового органа отсутствовали основания для отражения в требовании об уплате налога задолженности по дополнительным платежам, а также для применения процедуры принудительного внесудебного взыскания данной задолженности в соответствии со ст. 46 НК РФ. |
Налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате налога, последний день исполнения которого приходился на воскресенье. Требование исполнено не было. Суд пришел к выводу, что в данном случае первым днем шестимесячного срока на взыскание налога и пени в судебном порядке является понедельник, а не вторник, так как правило о переносе исчисления на следующий за выходным рабочий день (абз. 6 ст. 6.1 НК РФ) применяется к случаям окончания срока, а не его начала. |
Требование налогового органа может быть признано недействительным только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате пеней. Отсутствие в требовании сведений о размере недоимки, на которую начислены пени, при подтверждении обязанности налогоплательщика по уплате пеней в указанных размерах, а также отсутствие расчета пеней не свидетельствует о незаконности требования. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогового органа производить расчет пеней непосредственно в самом требовании об уплате налога. |
Налоговый орган не вправе списывать в безакцептном порядке с налогоплательщика задолженность по налогам и пени в период его ликвидации, поскольку законодательством предусмотрен специальный порядок исполнения своих обязанностей по уплате налогов ликвидируемой организацией. В силу п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется ст. 64 ГК РФ. При этом требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. |
В направленном налогоплательщику требовании об уплате задолженности по пени не содержалось ни подробных данных об основании взимания пеней, ни размера недоимки, с которой начисляются эти пени, ни дат, с которых они начисляются. Поэтому суд пришел к выводу, что из содержания данного требования невозможно определить, за какой период и каким образом сложились суммы пеней, указанные в нем, и проверить правильность их исчисления, что является основанием для признания требования недействительным. |
Отсутствие в требовании инспекции об уплате пени в нарушение ст. 69 и 75 НК РФ сведений о суммах задолженности по налогам, на которые начисляется пеня, оснований для взыскания налога и ссылок на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, является основанием для признания этого требования недействительным. |
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя налога и пени за несвоевременную уплату налога. За время судебного разбирательства сумма пени, подлежащая уплате на основе направленного налогоплательщику требования, увеличилась, в связи с чем налоговый орган представил ходатайство об увеличении заявленных требований в части взыскания пеней, но нового требования об уплате большей суммы пени налогоплательщику не направлял. Суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора о взыскании пени, так как в данном случае досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают исчисляться пени, и ставки пеней. |
Налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием задолженности по налогам и пеням только в случае пропуска срока на ее бесспорное взыскание. Если налоговый орган до обращения в суд в установленные законом сроки предпринял все предусмотренные налоговым законодательством меры по бесспорному взысканию с налогоплательщика задолженности, производство по делу о взыскании с налогоплательщика задолженности подлежит прекращению. |
|