В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение установленного ст. 49 НК РФ и ст. 62–64 ГК РФ порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. |
Признавая недействительными решение и инкассовое поручение налогового органа о взыскании налога, пени за счет денежных средств, арбитражный суд исходил из того, что требования об уплате налога, пени были направлены в адрес филиала налогоплательщика, оспариваемые решение и инкассовое поручение приняты налоговым органом в отношении филиала, в адрес юридического лица не направлялись. Между тем, как следует из п. 1 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику. Согласно п. 9 постановления от 11.06.1999 Пленума ВС РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал). |
Несоответствие решения инспекции о приостановлении операций по счетам в банке форме, утвержденной приказом МНС России, в частности, отсутствие конкретных обстоятельств и оснований, повлекших приостановление операций по счетам, является основанием для признания его недействительным. |
Неявка налогоплательщика, вызванного телефонограммой в налоговый орган для получения требований об уплате налога (сбора) и пеней, расценена судом как уклонение от их получения, в связи с чем суд признал факт получения налогоплательщиком указанных требований в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 69 НК РФ по истечении шести дней с даты их направления по почте заказным письмом. Следовательно, взыскание налога на основании инкассовых поручений, выставленных по истечении срока на добровольное исполнение требований, является правомерным. |
Даже если во время проведения выездной проверки имели место факты воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки, из сравнительного анализа и системного толкования ст. 23, 78, 87, 113 НК РФ с учетом ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что трехлетний срок давности для взыскания налоговых платежей продлению не подлежит. |
При доначислении налоговым органом налога и наличии переплаты по тому же налогу налоговый орган не вправе выставлять требование об уплате налога, а должен самостоятельно произвести зачет переплаты. |
Давностный срок взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами. Налоговые органы вправе осуществлять в пределах этого срока бесспорное взыскание налога и пени, в том числе за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках и за счет его имущества. |
Из анализа положений ст. 46 НК РФ следует, что направлению инкассового поручения в банк должно предшествовать вынесение налоговым органом решения о взыскании налога и пеней. Поэтому ошибочным является вывод о недействительности инкассовых поручений, в связи с их направлением в банк с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ для принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств. |
Повторное направление налогоплательщику требований на одни и те же суммы Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. |
В случае пропуска срока для взыскания недоимки в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возможность для бесспорного взыскания пеней, начисленных на недоимку. |
|
|