Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС ВСО от 02.12.2003 № А58-794/03-Ф02-4147/03-С1

Пунктом 3 ст. 46 НК РФ возможный срок принятия налоговым органом решений об обращении взыскания на денежные средства ограничен 60 днями после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а инкассовые поручения могут быть выставлены на расчетный счет налогоплательщика и по истечении этого срока, что не влияет на их правомерность (решение о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика принято 18.10.2002, инкассовые поручения выставлены 06.02.202003), поскольку решение об обращении взыскания на денежные средства и выставляемое на его основании инкассовое поручение являются самостоятельными документами.

 
Постановление ФАС СЗО от 20.11.2003 № А05-4968/03-196/10

Если требование об уплате налога и пени не соответствует п. 4 ст. 69 НК РФ, а именно отсутствуют данные об основании взимания налога, не указана сумма задолженности по налогу, на которую начисляются пени, и ставка пени, то решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, вынесенное на основании не соответствующего законодательству требования, незаконно.

 
Постановление ФАС СЗО от 08.10.2003 № А56-38731/02

Формальные нарушения норм п. 4 ст. 69 НК РФ не являются достаточным основанием для признания требования об уплате налога недействительным при наличии фактической задолженности по налогам и пеням. Указанный документ может быть признан недействительнымнедействительным, только если он не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или в случае существенных нарушений требований, предъявляемых к его содержанию.

 
Постановление ФАС СЗО от 24.09.2003 № А56-5045/03

Направление требования об уплате налогов по месту нахождения филиала юридического лица не является основанием для признания такого требования недействительным, поскольку филиал исполнял обязанности налогоплательщика по уплате тех налогов и сборов, которые были указаны в требовании.

 
Постановление ФАС МО от 08.05.2007 № КА-А40/3340-07

Установив в ходе выездной налоговой проверки, что налогоплательщик (нефтеперерабатывающий завод) являлся фактическим производителем подакцизного товара, а не арендодателем производственных мощностей, налоговый орган взыскал доначисленные суммы акциза и пени в бесспорном порядке. По заявлению налогоплательщика суд признал инкассовые поручения на взыскание пени по акцизу не подлежавшими исполнению, поскольку по ст. 45 НК РФ налог, обязанность по уплате которого основана на переквалификации налоговым органом сделок, может быть взыскан только в судебном порядке. Однако, поскольку правомерность выводов налогового органа о недействительности заключенных налогоплательщиком договоров аренды была впоследствии подтверждена решением суда, налогоплательщику было отказано в возврате излишне взысканных сумм пени со ссылкой на числящуюся за ним задолженность по пеням на акциз. Признавая необоснованным отказ в возврате сумм пени, суд указал, что подтверждение судом выводов налогового органа о недействительности договора аренды, касающегося характера деятельности налогоплательщика, о наличии обязанности по уплате акциза арендодателем, а не арендатором не изменяет судебного порядка принудительного исполнения обязанности по уплате налога в силу прямого указания Налогового кодекса РФ. Судебные акты о признании договора аренды недействительным и об отказе в признании недействительным решения налогового органа в части акцизов и пеней не создавали препятствий налоговой инспекции по истечении срока на добровольную уплату начисленных сумм обратиться в арбитражный суд за взысканием с завода сумм пени. Однако в судебном порядке ответчиком указанное требование заявлено не было. Поскольку в настоящее время сроки для судебного взыскания сумм пени, неправомерно взысканных по инкассовому поручению, истекли, у завода возникло право на их возврат. Поскольку в силу п. 2 ст. 45 НК РФ зачет излишне уплаченного налога (пени) представляет собой одну из форм исполнения обязанности по уплате налога и пени, следовательно, самостоятельный зачет налоговым органом излишне уплаченной суммы в счет погашения числящейся по лицевому счету задолженности в данном случае невозможен.

 
Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2007 № Ф04-2451/2007(33646-А03-25)

Поскольку на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда и выданного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство о взыскании с налогоплательщика задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, то взыскание недоимки по ЕСН, уплачиваемому в федеральный бюджет, образовавшейся по причине неуплаты взносов в Пенсионный фонд РФ, за тот же период недопустимо, поскольку происходит двойное взыскание с налогоплательщика одних и тех же сумм.

 
Постановление ФАС ЗСО от 28.05.2007 № Ф04-3203/2007(34431-А81-37)

Суд, установив, что на момент принятия решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации у налогоплательщика имелось два расчетных счета в разных кредитных учреждениях и только к одному из них были выставлены все инкассовые поручения, пришел к мнению, что налоговый орган не выполнил все предусмотренные законодательством меры, направленные на взыскание налога, чем нарушил процедуру взыскания за счет денежных средств, установленную в ст. 46, 47 НК РФ, и признал указанное решение недействительным.

 
Постановление ФАС ДО от 26.04.2007 № Ф03-А51/07-2/1264

Поскольку земельный участок не использовался физическим лицом – предпринимателем в предпринимательской деятельности, требование об уплате пеней было направлено в адрес налогоплательщика как гражданина; взыскание задолженности по уплате пеней по земельному налогу должно осуществляться в порядке, установленном в ст. 48 НК РФ, а не в бесспорном порядке.

 
Постановление ФАС ЦО от 22.03.2007 № А35-7683/05-С8

Поскольку реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, а порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован ст. 68 НК РФ, следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. В силу п. 4, 5 ст. 68 НК РФ при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения налогового органа уплатить неуплаченную сумму задолженности. В случае, если задолженность не будет уплачена, налоговый орган вправе взыскать налог за счет денежных средств налогоплательщика в пределах 60-дневного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.

 
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 № 12333/06

Прекращая производство по делу в части взыскания налогов и пеней, суды неправильно истолковали ст. 45 НК РФ, сочтя, что взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке только в случаях изменения налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, и юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Действительно, в указанных случаях взыскание налога может производиться лишь в судебном порядке, однако оно не ограничивается только данными случаями. Поскольку инспекцией была утрачена возможность взыскания недоимки во внесудебном порядке в связи с истечением 60-дневного срока для принятия решения о взыскании (ст. 46 НК РФ), она была вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки, выявленной по результатам налоговой проверки. Эти положения применяются и к взысканию пеней.

 

 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.