Из положений абз. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (как в старой редакции, так и в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) следует, что обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, полученного от покупателей, возникает у лиц, не являющихся плательщиками НДС, при условии выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. В случае, если счета-фактуры с выделением налога не выставлялись, у организации, не являющейся плательщиком НДС, не возникает обязанности по уплате налога, даже если покупатели, перечисляя такой организации оплату, ошибочно выделяли НДС в платежных поручениях. |
Налогоплательщик, являясь плательщиком НДС, выставлял счета-фактуры за оказанные им услуги с выделением НДС. Оплата за услуги поступила налогоплательщику в период, когда он был освобожден от уплаты НДС в силу положений ст. 145 НК РФ. Налоговый орган, выявив данное обстоятельство, правомерно потребовал от налогоплательщика на основании п. 5 ст. 173 НК РФ уплатить полученные суммы налога в бюджет. Однако у налогового органа не имелось правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет полученных сумм налога, поскольку ни Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», ни нормами гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ, не были определены порядок и сроки уплаты (перечисления) в бюджет таких сумм. Принимая во внимание вышеизложенное, является неправомерным и начисление налоговым органом пеней. |
Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика-экспортера на возмещение налога в зависимость от факта уплаты в бюджет налога поставщиками экспортированной продукции. Основанием для такого отказа может являться недобросовестность налогоплательщика в отношениях с поставщиками. |
Несуществующие юридические лица не обладают правоспособностью, не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Также противоречит требованиям абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ осуществление юридическим лицом без лицензии деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии. Таким образом, являются неправомерными действия экспортера при предъявлении к возмещению НДС по сделкам с предприятиями, которые не состоят на учете в качестве субъектов предпринимательской деятельности и которые не имеют соответствующей лицензии на выполнение указанных работ (оказание услуг). |
В случае выявления в ходе налоговой проверки дефектов счетов-фактур налогоплательщик вправе представить исправленные счета-фактуры вместе с возражениями по акту выездной проверки. Такие счета-фактуры являются основанием для применения налогоплательщиком налоговых вычетов в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ в том налоговом периоде, когда эти счета-фактуры были оплачены. Налоговый орган при этом обязан вынести решения с учетом этого обстоятельства. В частности, он не может привлечь налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение налогоплательщиком правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), выразившееся в отсутствии счетов-фактур. |
Позиция Пленума ВАС РФ, изложенная в постановлении от 28.02.2001 № 5, согласно которой суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ, не применима к проверкам экспортных деклараций. В случае вынесения налоговым органом решения об отказе в возмещении из бюджета НДС по причине непредставления полного пакета документов, предусмотренных положениями ст. 165 НК РФ, налогоплательщик не вправе представлять отсутствующие у налогового органа документы в суд. |
Понятие экспорта дано в Таможенном кодексе РФ и Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», где указано, что экспорт – это вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации за границу Российской Федерации без обязательств об обратном ввозе. Таким образом, товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы территории Российской Федерации. Поэтому право применения экспортной льготы по налоговому законодательству поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара, и не связано с условиями поставки. Привязка условий экспортной поставки к правилам ИНКОТЕРМС имеет значение для установления момента перехода права собственности на товар, однако для целей налогообложения значения не имеет. Поэтому экспортная поставка на условиях FCA-Россия не лишает экспортера права на применение ставки 0 процентов. |
Поскольку приказом Минфина России от 11.12.2003 № 115н для перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость предусмотрен один код бюджетной классификации, на который осуществляются перечисления налога вне зависимости от того, является организация налогоплательщиком или налоговым агентом, то отсутствие в расчетных документах указания, что перечисление платежа производится именно налоговым агентом, не образует задолженности налогового агента перед бюджетом. |
Введение обязанности по уплате НДС предпринимателями с 01.01.2001 создает менее благоприятные условия, чем были в момент их государственной регистрации. Предприниматель, зарегистрировавшийся в 1999 году, вправе в 2001–2002 годах воспользоваться льготой, предусмотренной в ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» («дедушкина оговорка»), поскольку на момент государственной регистрации не являлся плательщиком НДС. В том случае, если предприниматель данной льготой не воспользовался и уплачивал НДС, то он имеет право на возврат НДС, перечисленного в бюджет в 2001–2002 годах. |
Налогоплательщик заключил с комиссионером дополнительное соглашение об изменении (увеличении) суммы договора. При этом изменение коснулось и уже прошедших налоговых периодов. Поскольку для целей исчисления налога на добавленную стоимость налогоплательщик применял учетную политику «по отгрузке», то сумма увеличения комиссионного вознаграждения подлежала включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость также в уже прошедших налоговых периодах. Налогоплательщик был обязан представить в налоговый орган в порядке ст. 81 НК РФ дополнительные налоговые декларации с указанием сумм НДС, исчисленных с учетом дополнительно полученного по договору комиссии вознаграждения. |
|