В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Однако если налогоплательщик реализовал в режиме экспорта имущество, в стоимости которого был учтен НДС в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, то согласно п. 4 ст. 164 НК РФ применяется расчетная ставка. |
Налоговым органом было отказано налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов и возмещении НДС, после чего налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация. Налоговый орган отказался проводить проверку уточненной декларации и принимать повторное решение по вопросу возмещения экспортного НДС, поскольку уточненная декларация представлена за пределами 180-дневного срока, предусмотренного в п. 9 ст. 165 НК РФ. Однако истечение указанного срока при подаче уточненной налоговой декларации не может служить основанием для отказа в принятии уточненной налоговой декларации, так как основная декларация и соответствующие документы представлены в налоговый орган своевременно. |
При представлении налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 20 процентов у налогоплательщика возникает недоимка по этому налогу, несмотря на одновременную подачу налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, по которой налог подлежит возмещению в большем размере, поскольку обоснованность возмещения НДС по экспортным операциям на момент подачи такой декларации еще не подтверждена налоговым органом. |
Определение понятия «экспорт» дано в Таможенном кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», согласно которым экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории РФ за границу РФ без обязательств об обратном ввозе. Налоговым законодательством право на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара, и не связано с условиями поставки. Условие экспортной поставки FCA – продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте, не исключает возможность применения налоговой ставки 0 процентов, даже если товар передается перевозчику на территории РФ. |
Основанием для отказа в возмещении НДС явилось непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих фактическое использование в производстве экспортной продукции товаров, приобретенных у поставщиков. Однако, порядок определения размера вычетов в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для производства продукции, облагаемой по различным налоговым ставкам, Налоговым кодексом РФ не установлен. Обществом порядок определения размера налоговых вычетов был установлен в учетной политике, а именно: распределение НДС пропорционально объемам продукции, отгруженной на экспорт и внутренний рынок, что не противоречит действующему законодательству. |
Суд признал законным отказ в предоставлении налоговых вычетов, установив, что денежная сумма, использованная обществом при расчетах с поставщиком, была предоставлена в качестве займа и в течение одного операционного дня была последовательно перечислена по счетам ряда организаций, поступила на счет общества и была возвращена на счет займодавца. Счета всех участников указанной замкнутой цепочки расчетов открыты в одном банке. На начало и на конец операционного дня остатки по счетам общества и других участников расчетов остались неизменными. |
Правоприменители не могут ограничиваться только установлением факта уплаты НДС с помощью заемных средств. При обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих НДС к возмещению, необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Внешним признаком такого поведения может служить, в частности, причинно-следственная зависимость между бездействием поставщика, не уплатившего НДС в бюджет, и требованиями налогоплательщика о возмещении из бюджета средств НДС. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров. При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную его в определении от 16.10.2003 № 329-О: «Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестный налогоплательщик» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством». |
Суд отказал налогоплательщику в признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, поскольку налогоплательщик не представил в налоговый орган счета-фактуры, затребованные у него при проведении проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. |
Организация, действуя в качестве налогового агента, в платежном поручении на перечисление НДС в поле 101 ошибочно указала значение «01» – налогоплательщик, а не «02» – налоговый агент. Однако неверное указание в платежном поручении категории плательщика не влияет на правовую природу уплаченной суммы, поскольку НДС, уплачиваемый как от имени налогоплательщика, так и от имени налогового агента, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Таким образом, неверное указание в платежном поручении статуса плательщика не ведет к образованию недоимки по НДС. |
Реструктуризированная задолженность не является той недоимкой, на погашение которой налоговый орган в силу п. 4 ст. 176 НК РФ имеет право в одностороннем порядке направить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению из бюджета налогоплательщику по итогам налогового периода. |
|