Общество 28.06.2001 представило в налоговую инспекцию дополнительную декларацию за апрель 2001 года, в которой включило в состав налоговых вычетов по внутреннему рынку 5 млн руб. НДС, уплаченных поставщику. 20.07.2001 налогоплательщиком представлена в налоговый орган декларация за июнь 2001 года по внутреннему рынку и декларация по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2001 года, в которых общество поставило к возмещению из бюджета 5 млн. руб. НДС по экспорту и одновременно уменьшило налоговый вычет по внутреннему рынку на ту же сумму (5 млн. руб.), которая ранее была включена в состав налоговых вычетов в декларации за апрель 2001 года. Поскольку общество в июне 2001 года в дополнительной декларации за апрель 2001 года поставило к вычету 5 млн. руб. по внутреннему рынку и именно в декларации за июнь 2001 года, уменьшив налоговый вычет по внутреннему рынку, предъявило к вычету спорную сумму по экспортным операциям, то фактически у общества не было недоплаты налога за период с 22.05.2001 по 20.07.2001, а значит основания для начисления пеней отсутствуют. Непредставление уточненной декларации за апрель 2001 года, в которой должен быть восстановлен НДС в сумме 5 млн. руб., не привело к несвоевременной уплате налога и не влечет начисления пеней. |
Право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Кроме того, в силу ст. 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке ст. 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных п. 4 ст. 176 НК РФ. |
Довод Инспекции о том, что поскольку у Общества отсутствует «раздельный учет операций, налогообложение которых производится по разным ставкам, то применение вычетов неправомерно», является неправомерным. В главе 21 НК РФ обязанность ведения раздельного учета возложена на налогоплательщика только п. 4 ст. 149 НК РФ в случае осуществления им операций, подлежащих налогообложению, и операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с положениями этой статьи. Кроме того, аналогичная норма в отношении сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) содержится в абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ. Между тем экспортные операции не относятся к операциям, не подлежащим налогообложению, поскольку в отношении таких операций применяется ставка 0%. Доказательства того, что Общество осуществляло операции, не облагаемые налогом на добавленную стоимость, Инспекция суду не представила. |
Введение обязанности по уплате НДС является дополнительным налоговым бременем для предпринимателя – субъекта малого предпринимательства, на которого возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги покупок и книги продаж, составление налоговых деклараций и представления отчетности в налоговые органы), за невыполнение которых наступает ответственность, свидетельствует об ухудшении условий для субъектов малого предпринимательства. |
Требование об уплате НДС признано незаконным, поскольку одновременно с налоговой декларацией, по которой подлежала уплате спорная сумма, налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по ставке 0 процентов, по которой подлежала возмещению из бюджета сумма НДС, превышающая начисленную по первой декларации. В последующем правомерность возмещения НДС по ставке 0 процентов Инспекцией была подтверждена. Определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, можно только после проведения камеральной проверки всех представленных налогоплательщиком за отчетный период деклараций по различным налоговым ставкам и видам деятельности, в которых указаны суммы налогов и налоговых вычетов. |
Норма о признании арендаторов государственного и муниципального имущества налоговыми агентами с возложением на них обязанностей по исчислению, удержанию из доходов, выплачиваемых арендодателю, сумм НДС и их перечислению в бюджет, появилась только в главе 21 НК РФ (п. 3 ст. 161 НК РФ). Следовательно, у налогового органа отсутствовали полномочия проверять перечисление в бюджет НДС с сумм арендной платы за 1999 и 2000 годы, начислять пени и налагать штраф на основании норм налогового законодательства (ст. 75 и п. 1 ст. 122 НК РФ). Право требовать исполнения условий договора аренды в проверяемый период принадлежало арендодателю. |
Статья 176 НК РФ не предусматривает в качестве основания к отказу в возмещении НДС факт неустановления производителя экспортированного товара. |
29.01.2002 наступил 181 день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Налогоплательщиком собран полный пакет документов и представлен в налоговый орган вместе с декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2002 года. Налогоплательщик не должен декларировать и уплачивать в бюджет НДС по ставке 20 процентов в связи с наступлением 181 дня с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, а налоговый орган неправомерно привлек налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. |
Отказ налогового органа в возмещении из бюджета НДС в связи с нарушением порядка расчетов наличными деньгами неправомерен. |
Счета-фактуры с неотражением грузоотправителя, грузополучателя, цены за единицу измерения товара, при отсутствии доказательств недобросовестности действий налогоплательщика-экспортера, не являются достаточными основаниями для отказа в предоставлении экспортеру права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке ноль процентов. |
|