Если на момент государственной регистрации субъектов малого предпринимательства они не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, то этот порядок налогообложения в их отношении должен действовать в течение четырех лет с момента государственной регистрации. Однако в случае если с введением обязанности по уплате НДС индивидуальными предпринимателями с 01.01.2001 индивидуальный предприниматель (субъект малого предпринимательства) выполнял обязанности плательщиков НДС – увеличивал стоимость товаров на сумму НДС, взимал НДС с покупателей, то такой предприниматель не имеет права на возврат полученного с покупателей налога. |
Условие «FCA, Москва (Инкотермс 2000)», в соответствии с которым продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте (Москва), для целей налогообложения добавленной стоимости значения не имеет. Следовательно, несмотря на то, что в соответствии с условиями экспортного контракта товар перешел в собственность иностранного покупателя на территории РФ, налогоплательщик имеет право на применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость. |
Отсутствие у иностранной фирмы идентификационного номера и непредставление налоговой отчетности не свидетельствуют об отсутствии фирмы как субъекта правоотношений. Письмо УМНС России, которым сообщается, что, по данным Службы внутренних доходов США, компании (контрагенту налогоплательщика по экспортному контракту) не присваивался федеральный идентификационный номер налогоплательщика и данная компания не предоставляла налоговую отчетность, не может рассматриваться как безусловное опровержение факта экспортной операции при наличии фактического исполнения сторонами обязательств по контракту. |
В силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, с учетом правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Поэтому введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 01.01.2001 гл. 21 НК РФ, регламентирующей порядок уплаты НДС, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим особой экономической зоны и, соответственно, право ее участников на освобождение от уплаты НДС в федеральный бюджет, определенное ст. 5 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». |
Введение обязанности по уплате НДС предпринимателями с 01.01.2001 создает менее благоприятные условия, чем были на момент их государственной регистрации. Следовательно, предприниматели вправе пользоваться льготой, предусмотренной ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» («дедушкина оговорка»), и не платить НДС в течение 4 лет с момента их государственной регистрации. |
Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное ст. 145 НК РФ, соответствует понятию льготы, установленному п. 1 ст. 56 НК РФ. Конституционный Суд РФ в определении от 07.02.2002 № 37-О также указал, что предусмотренное ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС является разновидностью налоговых льгот. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ индивидуальный предприниматель был вправе отказаться от предоставленного ему на период 01.04.2001 по 31.03.2002 освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, исчислять и уплачивать налог, и применять налоговые вычеты. Запрет на отказ налогоплательщика от применения освобождения от уплаты НДС установлен только в новой редакции ст. 145 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ. |
Нарушения при применении налоговых вычетов, относящихся к операции реализации товаров в таможенном режиме экспорта, не влияют на право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов по этой экспортной операции в случае представления в налоговый орган полного комплекта надлежаще оформленных документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. |
По операциям, облагаемым в силу подп. 1–6 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, вычеты производятся в форме возмещения, на основании отдельной налоговой декларации и только после проверки налоговой инспекцией представленных налогоплательщиком с декларацией документов. До момента окончания проверки сумма вычетов не должна учитываться в составе общих платежей по НДС. |
Обязательное ведение раздельного учета затрат предусмотрено ст. 170 НК РФ только для налогоплательщиков, осуществляющих как облагаемые, так и освобожденные от налогообложения операции. Экспорт товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 149 НК РФ не является операцией, освобожденной от налогообложения НДС. Таким образом, главой 21 НК РФ ведение раздельного учета затрат по производству и реализации товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, не предусмотрено и не определен порядок раздельного учета затрат при производстве экспортной продукции, облагаемой по ставке 0 процентов. |
Отгрузка товаров на экспорт не включена в перечень операций, освобождаемых от налогообложения, поэтому положение п. 4 ст. 149 НК РФ о необходимости ведения раздельного учета в отношении экспортных операций неприменимо. Прямого указания на обязанность предприятий вести раздельный учет операций по реализации товаров на экспорт не содержится в НК РФ. |
|