В 2002 году налогоплательщик приобрел и оплатил с соответствующими суммами НДС товары и реализовал данные товары на экспорт, получив валютную выручку также в 2002 году. С 2003 года налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у него отсутствует возможность включить суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) в расходы, принимаемые к вычету при исчислении единого налога в 2003 году. С учетом природы НДС как косвенного налога, который подлежит возмещению путем отнесения на расходы либо применения вычетов, суд сделал вывод о наличии у налогоплательщика права на возмещение уплаченных сумм налога. То обстоятельство, что в 2003 году налогоплательщик перешел на УСН, не может являться основанием для отказа в возмещении налога. |
Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ внесены изменения в п. 9 ст. 167 НК РФ, согласно которым в случае если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения под режим экспорта, моментом определения налоговой базы по указанным товарам является день отгрузки. Статьей 16 названного Федерального закона указанные изменения распространены на правоотношения, возникшие с 01.01.2002, то есть имеют обратную силу. Однако новое правовое регулирование ухудшает положение налогоплательщика, который в этом случае должен включать стоимость реализованных товаров в налоговую базу периода отгрузки товаров, что влечет начисление пеней за весь период, прошедший со дня отгрузки, тогда как согласно предыдущей редакции п. 9 ст. 167 НК РФ такая реализация включалась в налоговую базу периода, в котором наступил 181 день со дня выпуска товаров в таможенном режиме экспорта. Придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщика, запрещено п. 2 ст. 5 НК РФ. Федеральный закон № 57-ФЗ опубликован 31.05.02 и согласно положениям п. 1 ст. 5 НК РФ в данной части вступил в законную силу с 01.07.02. Следовательно, внесенные в п. 9 ст. 167 НК РФ изменения применимы к реализации товаров, отгрузка которых в таможенном режиме экспорта была произведена после указанной даты. |
Ведение раздельного учета НДС по операциям, облагаемым различными ставками налога, не требуется, когда налогоплательщик претендует лишь на применение налоговой ставки ноль процентов, если он представил отдельную налоговую декларацию и документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. Если же при этом налогоплательщик претендует и на налоговые вычеты, то выполнение им требований п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ по ведению раздельного учета НДС является обязательным. |
Налогоплательщик, не представивший документы в соответствии со ст. 165 НК РФ в течение 180 дней и, соответственно, не подтвердивший права на использование нулевой ставки НДС, после уплаты им НДС в размере 10% или 20% стоимости продукции имеет право на налоговые вычеты на основании п. 3 ст. 172 НК РФ. |
Введение обязанности по уплате НДС предпринимателями с 01.01.2001, создает менее благоприятные условия деятельности, чем были на момент их государственной регистрации. Следовательно, предприниматели вправе пользоваться льготой, предусмотренной ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» («дедушкина оговорка») и не платить НДС в течение 4 лет с момента их государственной регистрации. |
Статьями 171, 172 НК РФ применение налоговых вычетов не поставлено в зависимость от предоставления налогоплательщиком-экспортером книги покупок. Отказ налогового органа в возмещении НДС по этому основанию не правомерен. |
Статьей 165, п. 2 ст. 171, п. 1, п. 3 ст. 172 и п. 4 ст. 176 НК РФ право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), а также не устанавливается и обязанность экспортера подтверждать эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных ст. 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). |
Действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что частичное исполнение экспортного контракта лишает налогоплательщика права на льготу в размере реального экспорта. |
Налоговое законодательство не обуславливает предоставление вычета по НДС приобретением товара у изготовителя, поэтому тот факт, что поставщик экспортированного товара не является его изготовителем, не может служить основанием для отказа экспортеру в возмещении налога. |
Принимая во внимание установленный п. 9 ст. 167 НК РФ особый порядок определения момента формирования налоговой базы по экспортным операциям, является неправомерной подача налогоплательщиком декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, за тот налоговый период, когда товар отгружен и оплачен, если в этом же налоговом периоде не собран полный комплект документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ. |
|