Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ПО от 27.09.2007 № А57-8041/06-35
Штрафы, начисленные реорганизованной организации после реорганизации (после составления передаточного акта и внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации), не могут быть взысканы с правопреемника, поскольку в силу п. 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате только тех сумм штрафов, которые были наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 сентября 2007 г. по делу N А57-8041/06-35 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова на решение от 20.02.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8041/06-35 по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Бином", г. Саратов, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова от 17.04.2006 N 170, установил: открытое акционерное общество "ПО "Бином", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова N 170 от 17.04.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества "ПО "Бином" - правопреемника Федерального государственного унитарного предприятия "ПО "Бином". Решением суда от 20.02.2007 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова N 170 от 17.04.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества "ПО "Бином" - правопреемника ФГУП "ПО "Бином" - в части: - привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа, в том числе: по налогу на добавленную стоимость - в сумме 8718 руб., по налогу на прибыль - в сумме 2108 руб., по единому социальному налогу - в сумме 2944,75 руб.; - привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость по дополнительным изменениям, внесенным в налоговую декларацию после истечения срока подачи налоговой декларации, в виде штрафа в сумме 40359 руб.; - привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 539819 руб.; - предложения уплатить налог на доходы физических лиц за 2005 год в сумме 900000 руб.; - начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 766873,25 руб.; - начисления пени по единому социальному налогу в сумме 78086,79 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова предложено устранить допущенные нарушения: - предложено Открытому акционерному обществу "ПО "Бином" удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 943 руб.; - произвести пересчет пени, в том числе: по налогу на доходы физических лиц - исходя из суммы недоимки в размере 943 руб.; по единому социальному налогу - исходя из суммы недоимки в размере 14723,8 руб., и внести соответствующие изменения в лицевую карточку налогоплательщика. Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит в части признания недействительным решения налогового органа по налогу на доходы физических лиц, а также начисления налоговых санкций отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены. В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 20.09.2007 по 10 час. 00 мин. 27.09.2007. Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова была проведена выездная налоговая проверка ФГУП "ПО "Бином", г. Саратов, по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, налога на землю, целевого сбора, налога с продаж, единого налога на вмененный доход, налога на рекламу, единого социального налога, платы за пользование водными ресурсами за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 14.09.2005. Распоряжением N 1136-р от 30.12.2005 Территориального управления по Саратовской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом принято решение о приватизации ФГУП ПО "Бином" путем преобразования в Открытое акционерное общество "ПО "Бином", был утвержден состав подлежащего приватизации имущества, утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП ПО "Бином", утверждены передаточный акт и Устав Открытого акционерного общества "Производственное объединение "Бином". 30.01.2006 в ЕГРЮЛ внесены запись о ликвидации ФГУП ПО "Бином" и запись о государственной регистрации открытого акционерного общества "ПО "Бином". По результатам проверки в отношении ФГУП ПО "Бином" 17.04.2006 принято решение за N 170 о привлечении Открытого акционерного общества "ПО Бином" к налоговой ответственности как правопреемника ФГУП "ПО Бином". Согласно п. п. 1 - 3 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него названной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Как следует из оспариваемого решения, в нарушение п. 3 ст. 24, п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации ФГУП ПО "Бином" на момент окончания проверяемого периода имело сумму удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц в размере 3205403 руб., в том числе за 2002 год - 506900 руб., за 2003 год - 81451 руб., за 2004 год - 963564 руб., за 2005 год - 920428 руб. Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом было установлено неправомерное неудержание налога на доходы физических лиц в сумме 943 руб., в том числе за 2002 год - 351 руб., за 2003 год - 234 руб., за 2004 год - 358 руб. Названные суммы налога на доходы физических лиц не были удержаны с работников Предприятия, продолжающих свою трудовую деятельность в Открытом акционерном обществе "ПО "Бином", в связи с неправомерным представлением налоговых вычетов. Данный факт заявителем не оспаривается. Судом правильно отмечено, что в силу п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Согласно п. 9 названной статьи уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Судом установлено, что пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 766873,25 руб. были начислены с учетом сумм как не удержанного и не перечисленного в бюджет налога в сумме 943 руб., так и удержанного, но не перечисленного в бюджет налога в сумме 3205403 руб. Из материалов дела следует, что ФГУП ПО "Бином" самостоятельно было удержано налог на доходы физических лиц с выплаченной заработной платы в размере 3670713 руб., а перечислено в бюджет за проверяемый период только 456310 руб. В оспариваемом решении указано на то, что платежные поручения для исполнения обязательств по уплате налога на доходы физических лиц Предприятием направлялись в банк самостоятельно и погашались в порядке очередности. Кроме того, согласно оспариваемому решению налоговым агентом в 2005 году был перечислен налог на доходы физических лиц за 2005 год в сумме 90000 руб., в том числе 28.09.2005 - в сумме 100000 руб., 26.10.2005 - 800000 руб. Однако названные суммы не были учтены налоговым органом при начислении недоимки по налогу на доходы физических лиц в связи с тем, что проверяемый период - 14.09.2005. В части начисленных пени ФГУП ПО "Бином" не имело возможности перечислить имеющуюся задолженность по налогу в связи с тем, что в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решений налогового органа были приостановлены банковские операции и наложен арест на имущество должника, что подтверждается имеющими в материалах дела документами: - решением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента N 130 от 27.06.2003; - решением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента N 275 от 29.09.2003; - решением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента N 432 от 25.12.2003; - решением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента N 13 от 02.02.2004; - решением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента N 338 от 07.09.2005; - решением о взыскании налога и пени за счет имущества должника N 55 от 31.05.2004; - решением о взыскании налога, пени, и присужденного штрафа за счет имущества N 1 от 06.02.2003. В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась и которую налоговый агент (налогоплательщик) не смог погасить в результате того, что по решению налогового органа или суда приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Поскольку налогоплательщиком доказано отсутствие возможности перечисления пени, судом сделан правильный вывод о неправомерности начисления пени налоговым органом. В части взыскания штрафов судом также дана должная оценка доказательств по делу. В соответствии с частью 2 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что распоряжением N 1136-р от 30.12.2005 Территориального управления по Саратовской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом было принято решение о приватизации ФГУП ПО "Бином" путем преобразования в Открытое акционерное общество "ПО "Бином", был утвержден состав подлежащего приватизации имущества, утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП ПО "Бином", утверждены передаточный акт и Устав Открытого акционерного общества "Производственное объединение "Бином". 30.01.2006 в ЕГРЮЛ были внесены запись о ликвидации ФГУП ПО "Бином" и запись о государственной регистрации Открытого акционерного общества "ПО Бином". В соответствии с частью 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт по приватизации ФГУП ПО "Бином" был утвержден 30.12.2005, запись о ликвидации ФГУП ПО "Бином" была внесена в ЕГРЮЛ 30.01.2006, тогда же была внесена запись о государственной регистрации Открытого акционерного общества "ПО "Бином". В передаточный акт по приватизации ФГУП ПО "Бином" штрафные санкции, начисленные после завершения приватизации, не вошли. Следовательно, штрафы, начисленные реорганизованному предприятию после реорганизации, не взыскиваются с правопреемника, поскольку на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате только тех сумм штрафов, которые были наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. По рассматриваемому эпизоду начисление санкций Открытого акционерного общества "ПО "Бином" за налоговые правонарушения ФГУП ПО "Бином" неправомерно. Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, частью 2 статьи 319, статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение от 20.02.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8041/06-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1000 руб. Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. |