Отсутствие у лица документов (информации), запрошенных налоговым органом в порядке ст. 93.1 НК РФ, исключает привлечение его к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Ответственность наступает либо в случае несвоевременного представления истребуемых документов, либо в случае отказа в их предоставлении при условии, что данное лицо истребуемыми документами располагает. |
Банки могут быть привлечены к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за несообщение информации, предусмотренной ст. 93.1 НК РФ, поскольку положения ст. 93.1 НК РФ не исключают обязанности банков по представлению документов и информации, запрошенных налоговым органом в порядке, установленном данной статьей, и, следовательно, не исключают ответственности банков за непредставление запрашиваемых документов и информации. |
Суд признал неправомерным привлечение банка к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов, касающихся его клиентов – физических лиц, которые являлись представителями проверяемого налогоплательщика (в том числе договоров поручения, накладных, протоколов соглашения цен, счетов-фактур, актов выполненных работ, платежных документов по исполнению этих договоров, а также информации о влиянии данных физических лиц на деятельность проверяемого налогоплательщика, об отражении в регистрах бухгалтерского учета операций по договорам). Суд исходил из того, что налоговая проверка данных физических лиц инспекцией не проводилась. Из требования инспекции о предоставлении документов не следует, что сведения, запрашиваемые в отношении данных физических лиц относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Таким образом, необходимость истребования документов и информации в отношении указанных физических лиц инспекцией не обоснована. Кроме того, банк не отказал инспекции в предоставлении документов, касающихся указанных физических лиц, а просил уточнить, какие именно документы необходимо представить. |
При привлечении лица к ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ в связи с непредставлением по требованию налогового органа документов, касающихся деятельности его контрагентов, признак повторности совершения налогового правонарушения не может определяться исходя из положений ст. 112 НК РФ. По смыслу п. 2 ст. 129.1 НК РФ повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения; в данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раза в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение. Оснований распространять положения п. 2 и 3 ст. 112 НК РФ на квалифицирующий признак, установленный п. 2 ст. 129.1 НК РФ (повторность совершения деяния в течение календарного года), не имеется. |
Признавая неправомерным привлечение администрации муниципального образования к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в связи с непредставлением сведений о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н, по состоянию на 01.02.2007 в порядке ст. 389 НК РФ, арбитражный суд исходил из того, что указанная форма должна заполняться органами местного самоуправления с включением в нее сведений о земельных участках, в отношении которых за прошедший налоговый период принимались акты о выделении (предоставлении). Поскольку право собственности на имущество, в т.ч. земельные участки, возникло у муниципального образования только с 01.01.2007 и до 01.01.2007 оно не имело в собственности имущества, в отношении которого совершила распорядительные действия, суд пришел к выводу, что администрация не является субъектом, на которого возложена предусмотренная п. 12 ст. 396 НК РФ обязанность по предоставлению сведений налоговому органу. |
1. Признавая правомерным привлечение общества к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за несвоевременное представление документов, запрошенных налоговым органом в рамках встречной проверки, арбитражный суд счел, что к деятельности контрагентов общества относятся не только конкретные договоры, счета-фактуры, товарно-сопроводительные документы, акты приема-передачи товаров и работ, но и сведения об отражении операций по реализации товаров (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета; выписки из книги продаж; подтверждение включения выручки в облагаемый оборот в налоговой декларации по НДС; платежные поручения и иные документы, подтверждающие оплату НДС в бюджет; сведения о сумме налоговых вычетов, заявленных поставщиком в налоговой декларации по НДС относятся.
2. Привлечение лица к ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ осуществляется за сам факт повторного неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу тех или иных сведений, независимо от их количества. При этом повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке ранее было привлечено к ответственности за подобные нарушения. Положения п. 2-3 ст. 112 НК РФ к данным правоотношениям по аналогии не применяются. |
Суд признал неправомерным привлечение администрации муниципального образования к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, поскольку объективная сторона правонарушения была описана в решении общей фразой как «несообщение сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по форме КНД 1114227», без необходимой конкретизации относительно не представленных сведений, тем самым были существенно нарушены требования ст. 101 НК РФ. |
Размер штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, не зависит от количества несообщенных (несвоевременно сообщенных) сведений. |
Банк не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за несообщение (несвоевременное сообщение) в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, поскольку при исполнении обязанности, установленной п. 5 ст. 76 НК РФ, банк выступает не в качестве самостоятельного налогоплательщика или налогового агента, а в качестве агента государства, посредством которого производятся платежи в бюджет. Ответственность организаций и физических лиц, выступающих в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов за совершение налоговых правонарушений, установлена гл. 16 НК РФ, а ответственность за совершаемые банками нарушения налогового законодательства предусмотрена гл. 18 НК РФ. |
Признавая неправомерным привлечение банка к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в связи с отказом в предоставлении запрошенных налоговым органом документов (копии заявления об открытии счета, карточки с образцами подписей, всех иных документов, представленных при открытии счета), суд исходил из того, что истребованные документы касаются деятельности клиента банка, не являющегося в данном случае проверяемым налогоплательщиком, и не имеют отношения к деятельности самого банка, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка, в связи с чем инспекция была не вправе выставлять требования о представлении указанных документов. |
|