Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС МО от 03.09.2002 № КА-А40/5878-02

Отсутствия объекта налогообложения не освобождает налогоплательщика от представления декларации в установленные сроки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 3 сентября 2002 г. Дело N КА-А40/5878-02 Решением от 17.06.02 Арбитражный суд г. Москвы отказал в иске Инспекции МНС РФ N 19 по ВАО г. Москвы о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Легион-Русь" 400 руб. штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе ИМНС РФ N 19 просит решение суда отменить, исковые требования о взыскании штрафа удовлетворить. Указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права - Законы РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на имущество предприятий", "О дорожных фондах в РФ", Закон г. Москвы "О ставках налога на имущество предприятий", Решение Моссовета от 22.07.92 и Инструкции по их применению, а также часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), устанавливающие как обязанность налогоплательщика представлять расчеты (налоговые декларации), так и сроки их представления. Представители сторон в заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в их отсутствие. Письменный отзыв на кассационную жалобу ответчиком не представлен. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемое решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права. Как следует из решений ИМНС РФ N 19 от 11.01.02 о привлечении ООО "Легион-Русь" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, ответчик 31.10.01 представил в налоговый орган расчеты (налоговые декларации) по налогу на прибыль за 9 месяцев 2001 г., по налогу на имущество за 9 месяцев 2001 г., по налогу на пользователей автодорог за 9 месяцев 2001 г., по налогу на рекламу за 3 квартал 2001 г., в то время как срок их представления установлен 30.10.01. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 400 руб., то есть по 100 руб. по каждой налоговой декларации. Факт направления ответчиком 31.10.01 расчетов в ИМНС РФ N 19 также установлен судом первой инстанции. Между тем суд пришел к выводу о том, что решения истца о привлечении ООО "Легион-Русь" к налоговой ответственности не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку законодательством о вышеперечисленных налогах не установлен срок представления налоговых деклараций, а потому отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, основанием привлечения к ответственности по которой является непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций в срок, установленный непосредственно законодательством о налогах и сборах. Суд признал необоснованными ссылки истца на Инструкции МНС РФ, ГНС РФ и ГНС по г. Москве исходя из того, что Инструкции не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Также отклонена ссылка налогового органа на статью 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", поскольку в ней установлен срок представления бухгалтерской отчетности. Выводы суда являются ошибочными по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 и статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в установленные законодательством о налогах и сборах сроки представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Из пункта 1 статьи 80 названного Кодекса следует, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. За нарушение установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций предусмотрена ответственность статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1 уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" предусмотрено, что плательщики налога на имущество представляют ежеквартальные расчеты суммы налога не позднее срока, установленного для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Из анализа статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" следует, что расчет налога за 9 месяцев 2001 года должен быть представлен ответчиком в налоговую инспекцию до наступления срока его уплаты и не позднее представления бухгалтерской отчетности за указанный период. Данный вывод подтверждается разделом 5 Инструкции N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", изданной в соответствии со ст. 14 Закона о налоге на прибыль и утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 г. В соответствии с подп. "з" пункта 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу относится к местным налогам и подлежит уплате юридическими лицами. Ставка налога установлена в пункте 12 Решения Моссовета от 22.07.92. Этим же пунктом предусмотрено утверждение инструкции о порядке уплаты настоящего налога. Согласно п. 10 Инструкции Госналогинспекции по г. Москве от 21.12.92 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве" расчеты сумм налога представляются в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности. Такой же порядок представления расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог предусмотрен и пунктом 42 Инструкции от 4 апреля 2000 года N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции Приказа МНС РФ от 20.10.2000 N БГ-3-03/361). Применение вышеназванных инструкций следует из ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", и не противоречит п. 1 ст. 1 и ст. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ, поскольку в части сроков представления расчетов (налоговых деклараций) инструкции определяют порядок уплаты налога и представления налоговой отчетности, и не устанавливают (не изменяют) элементов налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. Следовательно, расчеты (налоговые декларации) за 9 месяцев 2001 года по налогам на имущество, на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и за 3 квартал 2001 года по налогу на рекламу должны представляться в сроки, установленные для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности, в данном случае - не позднее 30 октября 2001 г. Поскольку расчеты фактически представлены 31.10.01, то есть с нарушением установленного срока, привлечение ООО "Легион-Русь" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ является правильным. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в иске о взыскании налоговых санкций. Отказывая в иске о взыскании штрафа по налогу на рекламу, суд также указал на то, что по итогам 3 квартала 2001 г. у ответчика не возникло обязанности по уплате данного вида налога и, следовательно, в силу подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации не возникло обязанности по представлению налоговой декларации. Однако суд не учел, что объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является установленный порядок налоговой отчетности, а объективной стороной - непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленные сроки в налоговый орган налоговой декларации. Таким образом, законодатель связывает привлечение к ответственности с тем обстоятельством, является ли лицо налогоплательщиком и выполнило ли оно требования ст. 23, ст. 80 Налогового кодекса РФ. Следовательно, даже если сумма налога к уплате по налоговой декларации равна нулю вследствие отсутствия объекта налогообложения, налогоплательщик не освобождается от представления декларации в установленные сроки. Непредставление же декларации влечет привлечение налогоплательщика к ответственности в виде установленного п. 1 ст. 119 НК РФ минимального размера штрафа в сумме 100 руб. Поскольку факт несвоевременного представления расчетов (деклараций) по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на пользователей автодорог и налогу на рекламу подтверждается материалами дела, требования налогового органа в части взыскания налоговой санкции подлежат удовлетворению. Однако, учитывая незначительность просрочки в представлении расчетов (1 день), а также отсутствие существенного ущерба интересам государства, суд кассационной инстанции находит возможным применить ст. ст. 112, 114 НК РФ, с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 12.05.1998 N 14-П о соразмерности наказания тяжести содеянного, размеру и характеру причиненного вреда, и снизить санкции по названным налогам с 400 до 200 руб., то есть по каждому правонарушению со 100 руб. до 50 руб. В связи с частичным удовлетворением исковых требований Инспекции МНС РФ N 19 с ответчика, согласно пп. 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине", подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина по иску в размере 100 руб. и по кассационной жалобе в размере - 50 руб. В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: решение от 17.06.2002 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-17767/02-126-29 отменить. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Легион - Русь" в доход бюджета штраф в сумме 200 (двести) рублей. В остальной части иска отказать. Взыскать с ООО "Легион-Русь" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 100 (сто) рублей и по кассационной жалобе в сумме 50 (пятьдесят) рублей.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.