Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС УО от 28.07.2008 № Ф09-5252/08-С2
Признавая неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в связи с неподтверждением обоснованности заявленных налоговых вычетов первичной документацией, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии вины налогоплательщика в совершении данного правонарушения, так как необходимые документы у него были похищены. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ взыскание штрафа производится за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). При этом в соответствии со ст. 106, 108, 109 НК РФ вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения является необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июля 2008 г. N Ф09-5252/08-С2 Дело N А47-8664/07 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А., рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2008 по делу N А47-8664/07. В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (правопреемник открытого акционерного общества "Оренбурггеология"), участвующего в деле в качестве заявителя, - Конькова Л.А. (доверенность от 20.11.2007 N 12), Аполосова Н.С. (доверенность от 04.12.2007 N 109). Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.06.2007 N 09-27/610/5429, принятого по результатам камеральной проверки представленных обществом деклараций (основной и уточненной) по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2007 г., которым налогоплательщику предложено уплатить НДС в сумме 6 350 903 руб., соответствующую пеню в сумме 143 574 руб. и штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в сумме 1 270 181 руб. Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком неправомерно предъявлен к вычету НДС по счетам-фактурам в отношении продукции, которая поступила позднее даты отгрузки нефти сырой на экспорт, а потому не могла участвовать в процессе производства и реализации нефти сырой на экспорт. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2008 (судья Вернигорова О.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что общество имеет право на возмещение НДС за январь 2007 г. В порядке апелляционного производства дело не пересматривалось. В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая при этом на несоответствие применяемой обществом учетной политики требованиям гл. 21 Кодекса. Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта. В силу ст. 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0% и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производится в порядке, предусмотренном ст. 176 Кодекса, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, и соблюдении требований, установленных ст. 171, 172 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. При этом суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Пунктом 1 ст. 153 Кодекса установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. В силу п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. В соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике. При этом принятая у налогоплательщика методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Судом установлено и из материалов дела следует, что в Положении N 2 "Об учетной политике ОАО "Оренбурггеология" для целей налогового учета на 2007 год" установлено, что для определения суммы налога, подлежащей вычету по товарам, работам, услугам, используемым при производстве и реализации экспортных товаров, установлена следующая формула расчета: "Суммы НДС по расходам, относящимся к производству и реализации товаров как на экспорт, так и на внутреннем рынке, определяются исходя из произведения НДС по приобретенным и подтвержденным счетами-фактурами товарно-материальным запасам, работам, услугам, относящимся к производству и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт, на соотношение себестоимости экспортной продукции, которая рассчитывается как стоимость единицы продукции, сложившаяся в отчетном периоде, умноженная на количество отгруженной на экспорт продукции, к себестоимости продукции (работ, услуг), реализованной в отчетном месяце на внутреннем рынке и на экспорт, которая рассчитывается как себестоимость единицы продукции, сложившаяся в отчетном месяце, умноженная на количество отгруженной на экспорт и на внутренний рынок продукции. Для определения себестоимости продукции (работ, услуг), реализованной в отчетном месяце, используются данные бухгалтерского учета. Суммы НДС, относящиеся к экспорту, распределяются между экспортными отгрузками (таможенная декларация) отчетного месяца пропорционально приходящейся на каждую отгрузку (таможенную декларацию) себестоимости отгруженной продукции (стоимости реализации, объему реализованной продукции) и принимаются к вычету по мере подтверждения экспорта". Закрепленный в учетной политике общества способ определения размера вычетов не противоречит действующему законодательству. Из материалов дела следует, что спорная сумма НДС рассчитана обществом в соответствии с принятой учетной политикой и подтверждена представленными документами. Соблюдение таможенного режима экспорта, как и обстоятельства фактической уплаты НДС поставщикам, подтверждаются материалами дела и инспекцией не оспариваются. При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности участия в процессе производства товаров, приобретенных по счетам-фактурам, выставленным в последующие месяцы после отгрузки товара на экспорт, не обоснован, так как представление таких счетов-фактур не является в данном случае нарушением условий предъявления НДС к возмещению и обусловлено налоговой политикой общества, непрерывностью процесса добычи нефти сырой и отсутствием учета фактического расходования приобретенных товаров, работ, услуг при добыче каждой тонны (килограмма) нефти. Поскольку общество выполнило все установленные законодательством условия для предъявления к вычету НДС в спорной сумме, и доказательств его недобросовестности при этом не представлено, вывод суда о незаконности отказа в возмещении НДС является правомерным. Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2008 по делу N А47-8664/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения. Председательствующий БЕЛИКОВ М.Б. Судьи НАУМОВА Н.В. ТАТАРИНОВА И.А. |