Как название, так и содержание ст. 101 НК РФ, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок. Следовательно, в силу п. 1 ст. 101 НК РФ во взаимосвязи с частью четвертой ст. 88 НК РФ налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки. |
По смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. |
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к налоговой ответственности, об отказе в привлечении к ответственности или о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Из текста закона видно, что руководитель (заместитель руководителя) может принять только одно из перечисленных в законе решений, а не несколько одновременно. Поскольку налоговый орган был не вправе одновременно (в один день) выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, один и тот же акт выездной налоговой проверки явился основанием принятия как решения о привлечении общества к ответственности за неуплату сумм налога на прибыль и налога на имущество, вынесенного по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, так и первоначально принятого решения, которым общество не привлечено к ответственности за неуплату сумм налога на прибыль и налога на имущество, суд признал решение, вынесенное по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, недействительным. |
Согласно ст. 88 НК РФ при выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, неясностей налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Таким образом, при проведении камеральной проверки именно на налоговый орган возлагается обязанность сообщить налогоплательщику об обнаруженной ошибке при заполнении налоговой декларации. Довод налоговой инспекции о том, что требования ст. 88 НК РФ распространяются исключительно на ошибки в документах, прилагаемых к налоговой декларации, а не на саму декларацию, признан необоснованным. |
Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более – обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов. |
Отклоняя довод налогового органа о том, что налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки не были представлены документы, подтверждающие обоснованность понесенных расходов, суд указал, что выездная налоговая проверка проводилась по месту нахождения налогоплательщика и у налоговой инспекции в силу ст. 89 НК РФ имелся доступ к необходимым в целях проведения мероприятий налогового контроля документам налогоплательщика. |
Налоговый орган незаконно произвел осмотр помещения в рамках камеральной проверки, так как в соответствии с п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. |
Налоговым органом проведена выездная проверка деятельности налогоплательщика за 2001 год. Решение о проведении проверки было вручено налогоплательщику в ноябре 2004 года, акт по результатам проверки составлен в апреле 2005 года, решение принято в июле 2005 года. Поскольку проверка была начата в 2004 году, суд пришел к выводу о том, что деятельность налогоплательщика за 2001 год могла быть подвергнута проверке. |
Вынесенное налоговым органом 19.04.2005 по результатам камеральной налоговой проверки решение о доначислении НДС было подписано Н., исполняющим обязанности руководителя инспекции. В подтверждение полномочий указанного лица представитель налогового органа представил суду приказ Управления ФНС России по г. Москве от 16.12.2004 № 01-ЛС о возложении исполнения обязанностей руководителя инспекции на Н., подписанный исполняющим обязанности руководителя Управления ФНС России по г. Москве. Суд пришел к выводу, что решение подписано лицом, не имеющим соответствующих полномочий, поскольку Указом Президента РФ от 15.03.2005 № 295 (вступил в силу со дня подписания) установлено, что назначение на должность руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляет руководитель Федеральной налоговой службы. |
Проведение встречных проверок контрагентов налогоплательщика не является самостоятельным видом налоговых проверок, и то обстоятельство, что в ходе первоначальной проверки общества налоговый орган не реализовал свое право на проведение встречной проверки, не предоставляет ему права на проведение повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика. |
|