В силу специфики экспортируемого товара (комбайны) общество, в целях его продвижения на международном рынке, приняло условия потенциальных покупателей, заявивших о намерении проверить функциональные и технические возможности сельхозтехники на своих полях, имеющих природные, климатические, ландшафтные особенности, а также особенности полученного урожая (плотность, высота, размер выращенных сельхозкультур) и поставило для испытания комбайны в режиме временного вывоза в страны потенциальных покупателей. После заключения контрактов на продажу комбайнов общество изменило режим временного вывоза на режим экспорта. Моментом начала отгрузки или транспортировки в данном случае следует считать момент оформления грузовой таможенной декларации товара в режиме экспорта, поскольку до этого времени являлся обязательным возврат товара на ту таможенную территорию, откуда он был изначально отгружен. Доказательств того, что товар изготовлен за пределами таможенной территории РФ, вывезен не с этой территории или после вывоза за ее пределы ввезен обратно, налоговый орган не представил, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении ставки 0 процентов в связи с тем, что продажа комбайнов состоялась за пределами таможенной территории РФ. |
Осуществление переработки и транспортировки сырья, помещенного налогоплательщиком под таможенный режим переработки на таможенной территории, силами привлеченных организаций облагается НДС по ставке 0 процентов. Суд отклонил доводы о том, что сделки по переработке и транспортировке заключались на внутреннем рынке и привлеченные организации не являлись участниками таможенных правоотношений, в связи с чем выполнение для налогоплательщика рассматриваемых работ (услуг) облагается НДС по ставке 18 процентов, который налогоплательщик может предъявить к возмещению. Как указал суд, из содержания подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что правовое значение имеет принадлежность организаций, оказывающих данные услуги, к российским организациям. Распространение положений этой правовой нормы только на перевозчиков – контрагентов иностранных компаний из ее содержания не следует. По смыслу подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 1 ст. 173, п. 1 ст. 185 Таможенного кодекса РФ для применения ставки НДС 0 процентов не имеет значения, является ли переработчик контрагентом иностранной компании или нет, при условии, что товары (сырье) во время переработки находились в режиме переработки в смысле, придаваемом этому понятию Таможенным кодексом РФ. |
В Правилах применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими представительствами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033, отсутствует указание на представление одновременно с нулевой налоговой декларацией пакета документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов, и не установлен срок, когда налогоплательщик обязан подтвердить обоснованность применения нулевой ставки. Следовательно, если услуги телефонной связи были оказаны иностранному дипломатическому представительству в июне 2006 года, то данные о такой реализации должны содержаться в налоговой декларации по НДС именно за июнь 2006 года и облагаться по ставке 0 процентов, независимо от момента фактической оплаты услуг. |
По транспортным услугам, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, до истечения 180 дней с даты проставления на перевозочном документе отметки о помещении товара под таможенный режим экспорта моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран необходимый пакет документов. Как следует из положений п. 1 ст. 167 НК РФ, общий порядок, действующий для момента определения налоговой базы, распространяется на подобные услуги при непредъявлении в налоговый орган декларации с соответствующим комплектом документов в 180-дневный срок. |
Применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. Исходя из ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом. Следовательно, операции, названные в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. |
Для налогоплательщиков, оказывающих услуги по транспортировке грузов на экспорт, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным услугам определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. До истечения 180-дневного срока налоговый орган не вправе определять налоговую базу в отношении услуг по транспортировке экспортируемых грузов, оказанных налогоплательщиком в сентябре 2006 года, в соответствии с правилом, установленным в подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. |
Поскольку действовавшим в период осуществления экспортных операций налоговым законодательством осуществлявшиеся налогоплательщиком операции были освобождены от обложения НДС, и непредставление документов, подтверждающих экспорт товаров, не влекло обязанности налогоплательщика по уплате налога, списание дебиторской задолженности по таким операциям также не свидетельствует о возникновении обязанности по исчислению и уплате НДС. |
Оказанные налогоплательщиком по договору транспортной экспедиции услуги по сдаче в аренду и ремонту цистерн относятся к услугам, непосредственно связанным с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0 процентов. |
Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ применяется и к транспортно-экспедиционным услугам, при этом Кодекс не устанавливает ограничений, связанных с личным выполнением таких услуг лицом, заключившим договор транспортной экспедиции. Указанные положения Кодекса согласуются с правилами ст. 801 ГК РФ, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения. |
Тот факт, что п. 9 ст. 165 НК РФ не предусматривает для налогоплательщиков, освобожденных от представления в налоговые органы таможенных деклараций, срока для представления документов в доказательство применения нулевой налоговой ставки, не является основанием для неприменения императивной нормы, содержащейся в абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ. Следовательно, для налогоплательщиков, оказывающих услуги, предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а не день отгрузки. |
|