Общество, являющееся правопреемником ФГУП, было создано в 2003 году. В качестве вклада в уставный капитал ему передана в том числе дебиторская задолженность в виде излишне уплаченных налогов, сборов и пеней. В феврале 2006 года налогоплательщик направил в адрес налогового органа заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль. Инспекция отказала, сославшись на истечение трехлетнего срока на подачу заявления, установленного ст. 78 НК РФ, так как переплата возникла по состоянию на 1 мая 2002 года. Суд удовлетворил требование общества об обязании инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога, поскольку вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Общество узнало о переплате в октябре 2005 года из акта сверки расчетов, а обратилось в суд с заявлением в октябре 2006 года, таким образом, трехлетний срок налогоплательщиком пропущен не был. |
Излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат возврату налоговыми органами в порядке ст. 78 НК РФ. |
В силу положений п. 3 ст. 243 НК РФ определить, являются ли конкретные суммы ЕСН излишне уплаченными, можно только по итогам налогового периода и после представления в инспекцию налоговой декларации по ЕСН. Следовательно, установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН следует исчислять не с даты уплаты соответствующих сумм, а с 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. |
1. Положения п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ в их системной взаимосвязи не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога не только в счет погашения недоимки, но и в счет задолженности по пеням, подлежащим уплате, но не уплаченным ранее вместе с суммой недоимки по налогу.
2. Если налогоплательщику были известны или должны были быть известны фактические обстоятельства, послужившие основанием для осуществления зачета излишне уплаченного налога в счет образовавшейся задолженности, налоговый орган вправе самостоятельно произвести данный зачет без дополнительного предварительного уведомления налогоплательщика. Таким образом, осуществление зачета не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания. В данном случае налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 45 и п. 6 ст. 78 НК РФ обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении о зачете, при несогласии с которым налогоплательщик вправе оспорить его в вышестоящий орган или в суд.
3. Допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Поэтому положения п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ должны рассматриваться в соответствии с общеконституционными принципами равенства и в системной связи с общими принципами и иными нормами налогового законодательства. В Налоговом кодексе РФ содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки или иной задолженности. Таким образом, оспариваемые положения п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса РФ. |
Сумма НДС, излишне уплаченная налогоплательщиком, может быть направлена в счет погашения недоимки по указанному налогу, возникшей у этого же лица как у налогового агента, поскольку указанные платежи зачисляются в один и тот же бюджет, независимо от того, налогоплательщиком или налоговым агентом является лицо, перечисляющее сумму налога. По мнению суда, реализация возможности проведения зачета не зависит от собственного статуса, в котором выступает предприниматель (налогоплательщика или налогового агента). Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ правила названной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов. Ссылка налогового органа на п. 1 ст. 45 НК РФ отклонена судом в силу п. 7 ст. 3 НК РФ. |
Признавая незаконными действия налогового органа по зачету излишне взысканных с налогоплательщика сумм в счет уплаты пеней по НДС, арбитражный суд исходил из того, что требование об уплате пеней по НДС на сумму произведенного зачета налогоплательщику не направлялось, следовательно, налоговым органом не соблюден порядок взыскания указанных пеней, установленный ст. 46, 69, 70 НК РФ. Порядок взыскания пеней, установленный налоговым законодательством, подлежит применению в том числе при проведении зачета излишне взысканного налога и пеней. |
Пропуск налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного ст. 78 НК РФ на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль, не препятствует ему обратиться в суд с соответствующим иском о возврате из бюджета данной суммы в пределах общего срока исковой давности. При этом срок обращения в суд с таким заявлением исчисляется с момента, когда налогоплательщик должен был узнать о факте излишней уплаты налога, то есть в момент подготовки годовой отчетности по налогу на прибыль за год, в котором произошла переплата налога. |
Трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога необходимо исчислять не с даты уплаты налога, а в соответствии с ч. 1 ст. 200 АПК РФ с того момента, когда налогоплательщику стало известно о наличии у него переплаты по налогу (в данном случае – с момента получения акта сверки расчетов по налогам). |
Изложенная в п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 позиция, согласно которой срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки, не должна учитываться в тех случаях, когда факт излишней уплаты налога уже установлен налоговым органом к моменту подачи налогоплательщиком заявления. Приняв во внимание, что факт излишней уплаты налогоплательщиком налога установлен актами сверки взаимных расчетов, подписанными сторонами еще до момента обращения налогоплательщика с заявлением о возврате налога, суд пришел к выводу, что в данном случае проценты за несвоевременный возврат налога подлежали начислению через месяц после подачи заявления, а не после окончания камеральной проверки. |
При установлении факта излишней уплаты налога (НДФЛ) данные о суммах перечисленного налога, формально отраженных в лицевом счете как переплата, не являются безусловным доказательством переплаты налога в бюджет, так как помимо этого необходимо также иметь данные о размере выплаченного в соответствующих периодах дохода, суммах примененных вычетов в отношении работников, сопоставить с суммами удержанного и перечисленного в бюджет налога и уже затем прийти к выводу о том, имеется или отсутствует переплата по налогу. |
|